Мировоззрение и экономические последствия

Скованный потенциал Казахстана и других постсоветских государств

Оригинал статьи

Кевин Уайт

Январь 2015

Экономика Казахстана одна из десяти наиболее быстро развивающихся в мире. Эта мультикультурная развивающаяся нация – дом для 140 различных этносов и 17 религиозных групп. Столица Казахстана Астана планирует принять Экспо 2017. Амбициозный план Казахстана на 2050 год это стать одной из тридцати наиболее развитых экономик в мире . В этом ключе, Казахстан предпринимает беспрецедентное усилие по привлечению иностранных инвестиций. Недавно законодательство предложило инвесторам 30% государственных субсидий на их инвестиции и до десяти лет без налогов . Это предложение широко предлагалось восточной аудитории через осторожные рекламные кампании в популярных СМИ, таких как Euronews.

Тем не менее, несмотря на эти искренние усилия, коррупция за кулисами все еще слишком распространена. Представитель датского посольства, который пожелал остаться анонимным, изложил что недавно датская компания сделала Казахстану привлекательное предложение. Так или иначе, вскоре по завершению их нового объекта, казахстанские “инспекторы” нашли механизм, нарушающий какой-то непонятный кодекс. Как результат, датская компания аннулировала субсидию и взыскала 40% штраф от размера их инвестиций как неустойку.

Точно так же немецкий бизнесмен заявил, что немецкие компании все еще не решаются инвестировать значительные средства из-за рутинных проблем коррупции и бюрократии. Для граждан самого Казахстана атмосфера не лучше. Один бизнесмен посетовал, что, как правило, требуется платить около пяти взяток в месяц, чтобы заниматься бизнесом. Шокирующий пример: амбициозный казахстанский молодой человек, который учился в Европе, открыл бизнес, вложив $40,000. Благодаря упорному труду, его дело выросло в 10 раз, и он смог обеспечить хорошо оплачиваемой работой несколько сотрудников. В конечном счёте, к нему пришли два человека, которые работали в правительстве, с фотографиями его детей, и сказали, что если он не продаст им свой бизнес за 40 000 долларов, то у него “будут проблемы”.

В интересах защиты своей семьи, он продал свой бизнес. Менее чем через год компания разорилась. Тем, кто украл его бизнес, не хватало компетентности и таланта этого одаренного молодого предпринимателя. В результате, Казахстан потерял часть своего потенциала для создания новых продуктов и услуг. Талантливая рабочая сила вытесняется, вместе с ее способностью получать большую прибыль на закупке товаров, тем самым уменьшая спрос на новые продукты и услуги. Потенциальные налоговые поступления для улучшения гражданской инфраструктуры теряются. Разочаровавшись, расстроенный молодой предприниматель уехал из Казахстана на Запад, где, по его мнению, он мог бы успешно использовать свои таланты в среде, где права и собственность защищены.

Это губительный урок для будущих предпринимателей, которые с раннего возраста находят свои мечты разбитыми о реальность несправедливости. Трудолюбивые студенты видят, что их усилия в учебе бессмысленными, так как их просят дать взятку своим преподавателям, чтобы получить оценку, которую они заслужили, в то время как ленивые и непродуктивные студенты, которые платят взятки, зарабатывают высокие оценки, ничего не делая. Выпускники, поступающие на работу, часто должны платить взятки, чтобы даже получить работу, ради которой они упорно учились.

Всё еще есть надежда

Несмотря на эти примеры, Казахстан определенно улучшается. В 2014 году Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало “индекс восприятия коррупции”, где рейтинг Казахстана составил 126 из 175 (175 – наиболее коррумпированный) . В своем государственном послании 2012 года, предоставляющем стратегию развития к 2050 году, Президент Нурсултан Назарбаев заявил о своей приверженности к борьбе с коррупцией: “Коррупция – это не просто нарушение, она подрывает веру в эффективность государства и представляет прямую угрозу национальной безопасности. Мы должны усилить борьбу с коррупцией, в том числе усовершенствовать антикоррупционное законодательство для достижения нашей конечной цели – искоренения коррупции в Казахстане” .

В апреле Казахстанское агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сотрудничестве с Академией финансовой полиции, университетом “Туран”, Казахстанской ассоциацией высшего образования, Республиканским государственным предприятием “Қазақстан Темір Жолы”, Фондом Сорос и Transparency International, открыли первую антикоррупционную школу. Это представляет собой значительное улучшение по сравнению с последними годами. Несмотря на продолжающиеся случаи коррупции, многие государственные органы прилагают значительные усилия для решения проблемы коррупции. Многие молодые правительственные лидеры понимают взаимосвязь между верховенством закона, правами человека и экономическим развитием.

Президент Назарбаев регулярно повторял, что одна из самых больших потребностей в Казахстане – развитие нравственности в жизни людей, особенно
молодежи. Он абсолютно прав. Многие препятствия на пути экономического развития Казахстана, а также других постсоветских государств могут быть связаны с такими моральными проблемами, как эгоизм, жадность и нечестность. Это отсутствие этики привело к менталитету “выживанию наиболее приспособленных”, что мешает нации раскрыть ее истинный экономический потенциал. Казахстан, как и многие бывшие советские государства, страдает от коррупции. В послании 2012 года Назарбаев заявил: “Мы вступаем в период развития нашего государства, когда духовные вопросы будут иметь не меньшее значение чем экономический и материальный порядок”.

Идеи Имеют Последствия

Назарбаев делает отличное замечание. Здесь важно понять контекст, в котором развивался Казахстан, как и весь бывший Советский Союз. Советский Союз строился на идейном фундаменте марксистского атеизма, диаметрально противоположного христианству и жестко несовместимого с ним. Ленин писал: “Нет ничего отвратительнее религии” . Маркс мечтал об обществе, где “Бог не существует, не может существовать и не должен существовать” . Из-за этой оппозиции христианской вере, Советский Союз был лишен возможности пользоваться моральным руководством и наставлениями, которые давала Библия через институт церкви.

Советский диссидент Александр Солженицын писал, что коммунисты были полны решимости уничтожить христианство. Атеизм был не только основополагающим мировоззрением советского социализма; атеизм был целью социализма. Солженицын писал, что коммунисты “бегут от Христа, как бесы от крестного знамения” . В Коммунистическом манифесте Маркс писал, что его главная цель – свергнуть Бога и уничтожить капитализм .

Действительно, идеи имеют последствия. Федор Достоевский пророчески писал: “Если Бога нет, то все дозволено” .”10 Атеизм устранил основы личной ответственности и ответственности за поведение перед Богом, а также перед обществом. Атеизм лишал человека любого более высокого морального авторитета, чем его собственный. Естественным следствием этого является менталитет “каждый сам за себя” и “выживание наиболее приспособленных”, а не принцип и верховенство закона. Этим можно объяснить беззаконие на всей территории бывших советских республик, где процветает мафия и коррупция. Грузинский гангстер и крестный отец русской мафии Отари Квантришвили заявил: “именно Владимир Ленин был настоящим организатором мафии и создал преступное государство” .

Достоевский понимал, что если Бога нет, то, в конечном счете, не может быть ни морали, ни закона, ни прав человека. Если Бога нет, то мы просто животные, участвующие в дарвинистской борьбе: “выживание наиболее приспособленных.” В таком случае права и достоинства людей не имеют значения. Если нет Бога, то нет высших определяющих принципов, на которых основана справедливость. Тогда законом, просто напросто, выступают власть, деньги или влияние. Это может привести только к беззаконию, коррупции и несправедливости; что в конечном итоге приведет к недовольству, беспорядкам, апатии и экономическому застою. Действительно, коррупция является естественным следствием идеологических основ марксистского атеизма.

Роль Церкви в культуре

Президент Назарбаев правильно понимает, что успех страны зависит от морального облика своего народа. Хотя Казахстан обладает богатыми природными ресурсами, важно признать необходимость морального и духовного фундамента, на котором могут быть достигнуты его успех и процветание. Данная Богом роль церкви в обществе – служить народу, оказывая нравственную и духовную поддержку всем людям, служа светом и проводником в национальной морали и принципах.

К сожалению, христианская церковь в Казахстане до некоторой степени остается под постоянным пристальным наблюдением и преследованием. В одном из последних примером, Церковь Полного Евангелия в городе Атырау подвергалась постоянному притеснению и гонению со стороны полиции и государственных чиновников в их попытке зарегистрироваться в качестве церкви. 18-й Форум по соблюдению религиозной свободы сообщил, что должностные лица Министерства юстиции Казахстана прибегают к запугиванию и угрозам со стороны членов церкви, чтобы помешать членам церкви достичь необходимого минимума в пятьдесят прихожан, необходимого для регистрации .

Этот случай дал широкую огласку делу 67-летнего пастора Бахытжана Кашкумбаева, который находится под домашним арестом за своё служение. Пастор Кашкумбаев, возглавлявший Церковь Благодати Астаны, был арестован по уголовным обвинениям в 2013 году. Кашкумбаева обвинили в религиозном экстремизме за обладание книгой “Исцеление разбитой семьи” и “Новая жизнь для мусульман”. Во время своего непродолжительного освобождения и перед тем, как его незамедлительно арестовали опять, он показал своей жене шрамы от пыток, которые он получил во время своего заключения.

Это – лишь один из многочисленных примеров преследования христианской церкви в Казахстане. В одном шокирующем недавнем инциденте, на заседании суда, Казахстанское Министерство Юстиции подтвердило, что Библии, детские Библии и другая христианская литература, конфискованная у баптистского пастора Вячеслава Черкасова, была приговорена к сожжению. Черкасов был задержан при раздаче Библий и другой религиозной литературы в Акмолинской области в северной части Казахстана.

Еще в одном громком деле, полиция Казахстана в 2012 году, по просьбе узбекских чиновников, арестовала узбекского пастора Максета Джаббарбергенова. Несмотря на предоставление статуса беженца Комиссией ООН по правам человека, Джаббербергенов был арестован в день рождения сына и находится под угрозой депортации в родной Узбекистан, где он объявлен в розыск по обвинению в проповеди христианства. Под международным давлением Джаббарбергенов был, наконец, освобожден в УВКБ ООН. Сейчас он и его семья проживают в Европе.

Важность религиозной свободы

Недавние исследования подтвердили тот факт, что свобода вероисповедания является важным компонентом политической стабильности и соответствующего экономического процветания. В своей книге “Цена отвергнутой свободы” исследователи Брайан Грим и Роджер Финке заявили, что “религиозная свобода не только тесно связана с прочими свободами и гражданскими свободами, но и является важным фактором в других актуальных вещах, таких как снижение уровня вооруженных конфликтов и нищеты, наряду с более высоким уровнем дохода и лучшей жизнью для женщин” .

На конференции 2010 года по религиозной свободе и политике национальной безопасности в Университете Джорджтауна, бывший представитель Совета национальной безопасности Уилл Имбоден описал, как разрушение религиозной свободы в стране неизменно означает разрушение всех других свобод и прав человека. Правительства, которые не привержены религиозной свободе, становятся все более нетерпимыми и принудительными, настаивая на том, что они обладают монополией на истину, которую необходимо навязывать другим. Без религиозной свободы страдает демократия, неизбежен экономический застой.

Социально-экономические последствия веры в культуру

Основатели Америки понимали, что нравственность, подпитываемая религиозными убеждениями, является идеологической основой свободы и демократии. Французский философ Алексис де Токвиль описывает: “Религия в Америке не принимает прямого участия в правительстве или обществе, но, тем не менее, она должна рассматриваться как главный из политических институтов этой страны” . Де Токвиль также писал: “ Защита морали – это религия, а мораль – это лучшая защита закона, а также самый верный залог свободы” . Американский государственный деятель Дэниел Уэбстер согласен: “наши предки создали свою систему правления на основе морали и религиозных чувств. Нравственные привычки, полагали они, не могут быть безопасно возложены на какую-либо другую основу, кроме религиозного принципа; ни одно правительство не будет защищенным, если оно не поддерживается нравственными привычками…. Все, что делает людей хорошими христианами, делает их хорошими гражданами” .

Свобода и права человека, выраженные через свободу религии, речи, печать, собрания и голосование – это то, что порождает жизненно важное чувство собственности народа на нацию. Это чувство сопричастности способствует формированию чувства социальной и гражданской ответственности, которое побуждает частных граждан стать великой нацией. Именно в этой атмосфере демократии бизнес и свободные рынки процветают.

В своей речи, при получении премии Темплтона в области религии, Чарльз Колсон заявил, что Иудео-христианское наследие Америки заложило фундамент свободы на Западе. Он пишет: “Это установило стандарт справедливости как над людьми, так и над нациями. Был провозглашен высший закон, который разоблачает притязания тиранов. Это учило нас, что каждая человеческая душа находится на пути в вечность, что каждый мужчина и каждая женщина должны рассматриваться как дети Царя.” Колсон продолжает: “эта укрепляющая вера мотивировала совершенство в искусстве, открытиях в науке. Она подпоясана этикой труда и этикой служения. Это умеренная свобода с внутренней сдержанностью, поэтому наши законы могли быть снисходительными, в то время как наше общество не было. Христианское убеждение вдохновляет общественную добродетель, нравственный порыв творить добро. Это послало легионы в битву против болезней, угнетения и фанатизма. Оно положило конец работорговле, построила больницы и приюты и укротила жестокость психиатрических больниц и тюрем ”.

В своем исследовании “миссионерские корни либеральной демократии” Роберт Д. Вудберри раскрывает значительное социально-экономическое влияние наций, на которые, по сравнению с другими верованиями, наибольшее влияние оказали протестанты. Исследования Вудворда показывают, что евангельские миссии внесли значительный вклад в такие инновации, как религиозная свобода, массовое образование, массовая печать и реформы в области прав человека, которые привели к созданию идеальных условий для развития стабильной демократии .

Аналогичным образом, на форуме, организованном Турецким Институтом, в Казахстане в 2003 году, представитель Южной Кореи заявил, что именно рост христианства оказал ключевое влияение на экономическое развитие его страны. Он рассказал, что по мере обращения людей к христианству они становились более законопослушными, трудолюбивыми и ответственными гражданами, что создавало атмосферу процветания экономического развития.

В своей книге “Победа разума” Родни Старк цитирует недавнее заявление одного из ведущих китайских ученых: “за последние двадцать лет мы поняли, что сердцем вашей культуры является ваша религия: христианство. Вот почему Запад так силен. Христианская нравственная основа общественной и культурной жизни сделала возможным возникновение капитализма, а затем и успешный переход к демократической политике”.

Бизнес и миссия

Христиане, как послы, представляющие Царство Божье, призваны скорее вовлекаться и участвовать во всех профессиях и аспектах культуры, чем оставаться в рамках Церкви. Мы призваны не навязывать Царство Божие силой, а служить людям и народам, сострадательно демонстрируя миру свою любовь и характер во славу Божию.

Отстранение от сфер бизнеса, управления, искусства, науки и образования означает, по существу, уступку этих сфер миру и признание библейской веры культурно неуместной. Это было бы большой ошибкой. Как послы, представляющие Христа на Земле, мы должны влиять и на эти сферы. В своей инаугурационной речи, учредитель Амстердамского Свободного университета, Абрахам Кайпер кратко провозгласил: “нет ни одного квадратного дюйма во всей области человеческого существования, по отношению к которому Господь Иисус Христос не мог бы заявить: «Это – мое!»” .

Подобно тому, как отдельные люди могут развращаться и перестать отражать образ Творца, так и культура народа может быть искажена грехом и отдаляться от образа, задуманного любящим Творцом. Роль церкви – народа Божьего – быть его инструментом и светом мира. По мере того, как люди возвращаются к Богу индивидуально, они также становятся его посланниками в принимающих культурах.

И, когда народ обращается к Богу, его культура также преобразуется в образ, задуманный Творцом. Такие народы исцеляются, благословляются и, в свою очередь, являются светом и благословением для всех народов во славу Божью.

Казахстан в критической точке принятия решения

Казахстан – страна с большими перспективами и потенциалом. Хотя Казахстан обладает богатыми природными ресурсами, важно признать моральную и духовную основу, на которой могут быть достигнуты успех и процветание. В этом заключается культурный мандат церкви Казахстана – быть лидером и служить народу, быть светом и проводником в национальной морали и праведности.

Это касается и западных стран. При капитуляции Японии перед союзниками по окончанию Второй мировой войны американский генерал Дуглас Макартур предупредил: “Это был последний шанс. Если мы сейчас не разработаем какую-то более великую и справедливую систему, армагеддон будет у наших дверей. Проблема в основном теологическая и предполагает духовное возрождение и улучшение человеческого характера. Это должно быть от духа, если мы хотим спасти плоть” .

Ответ для Казахстана, как и для любого общества, заключается не в политической революции, а в нравственной революции человеческого сердца. Это то, что происходит при духовном и нравственном пробуждении, которое совершается Иисусом Христом. По мере того, как отдельные люди и целые нации примиряются с Богом, жизнь людей меняется и они становятся посланниками Бога, чтобы принести свет и надежду в мир духовной тьмы и смерти. Есть ощутимые экономические выгоды для тех, кто прислушивается к совету руководства, данного Творцом.

Настало время навсегда избавиться от лжи марксистского атеизма и принять Христа, Спасителя всех народов. Атеизм и гонения на христианство в конечном счете приведет к потере возможности экономического процветания. Такое процветание может произойти только в атмосфере свободы, прав человека и верховенства права. Этим добродетелям способствуют принципы библейского христианства, которые должны стать нормой общественной жизни. Действительно, древнее Писание, подтвержденное на протяжении всей истории человеческого опыта, призывает и приглашает Казахстан вернуться к Богу и его пути: “Благословен народ, Бог которого есть Господь” (Пс. 32:12).

Кевин Уайт является научным сотрудником и директором Фонда религиозной
свободы и бизнеса. С 1999 года проживает в Алматы, Казахстан.

Назад