В этой статье Матс Тунехаг исследует потенциал и влияние предпринимательства на такие сферы, как социальные реформы, построение справедливого общества, сокращение бедности, противостояние торговле людьми, а также дар предпринимательства как прославление Бога.

В сложном историческом, этническом, экономическом и социальном контексте бизнес, основанный на библейских принципах, содержит в себе множество возможностей служения Богу и обществу. Примеры из истории и современности подтверждают важность такого бизнеса как инструмента целостного преобразования людей и общества.

Мусульманская деревня, преобразованная с помощью молитвы, христианских деловых людей и сов.

Стоял теплый июньский день 2012 года. Можно сказать, что для шведа было даже слишком жарко. Однако услышанная история заставила забыть о повышенной температуре и погоде. Я беседовал со старейшиной небольшой мусульманской деревни. Мы сидели возле его дома, пили чай и угощались фруктами, орехами и сладостями. Он был возбужден и сосредоточен одновременно. Будучи истинным мусульманином, он пережил яркие впечатления от встречи с бизнесменами-христианами. Нужно сказать, что в отношениях между мусульманами и христианами Индонезии на протяжении уже долгого времени присутствовало недоверие и напряженность.

Некоторое время назад его деревня находилась в плачевном состоянии. Крысы съедали 40 процентов урожая каждый год, а также распространяли болезни. Никакой работы по созданию системы ирригации не велось. Никто из жителей деревни не отличался духом предпринимательства ине думал о том, чтобы молиться о переменах.

Одни мои хорошие друзья и коллеги приехали в эту деревню и познакомились со старейшиной. Они были христианами-бизнесменами. У них было желание помочь крестьянам этой деревни и послужить «мостиком» для того, чтобы сгладить религиозное разделение, царившее в обществе.

Сначала старейшина не согласился сотрудничать с ними. Почему в деревню приехали бизнесмены, а не благотворительная организация или представители государственных структур? Стоит помнить также, что эти бизнесмены были христианами – не мусульманами.

Однако, случилось так, что одна деловая женщина-христианка предложила молиться за ситуацию в этой деревне. Она была уверена, что молитва может приносить перемены, что Бог может изменить любую ситуацию. Было принято решение начать молиться. В этот момент что-то произошло, и это стало поворотным пунктом. Вскоре старейшина сам обратился к этим бизнесменам с просьбой вернуться, и они снова приехали в деревню.

Старейшина видел, что мне становилось очень жарко. Он любезно включил вентилятор и повернул его ко мне. При этом он не прекращал рассказывать свою историю – историю преобразования.

Итак, команда христианских деловых людей провела исследование и проанализировала возможности уничтожения крыс безвредным для окружающей среды и людей способом. Они также исследовали возможности увеличения производства сельскохозяйственных культур и запуска прибыльных предприятий. Был обнаружен вид сов Tyto alba («сипуха обыкновенная»), которые едят крыс. Однако эти совы очень плохо размножаются в неволе. Некоторые люди говорили, что этот план заранее обречен на неудачу, что ничего не получится. Но предприниматели молились, проводили исследования, и в итоге все получилось. Я сам видел многочисленные гнезда сов на полях. Потери урожая сократились с 40 до 2% в год. А благодаря проведенным скважинам и ирригационной системе, удвоился урожай риса. Я спросил старейшину, почему они до этого сами не восстановили скважины и не разработали систему ирригации. Он ответил, что христиане изменили мышление людей относительно работы и сотрудничества. И более того – показали важность молитвы. «Теперь мы открыты к переменам и занимаем активную позицию. И мы всегда начинаем с молитвы», – сказал старейшина.

Мои индонезийские друзья-бизнесмены запустили в этой деревне курсы по бизнес планированию, основанные на библейских принципах. Они также способствовали организации небольшого производства, компании по маркетингу, продажами развитию местной инфраструктуры.

Эта небольшая деревня с 2320-ю жителями стала образцовой деревней Индонезии. Национальное телевидение представило их в качестве модели, которая демонстрирует взаимовыгодное сотрудничество и выстраивание отношений между мусульманами и христианами, а также служит примером трансформационного бизнеса. Деревня на данный момент является национальным учебным центром по разведению сов, которые уничтожают крыс.

Когда мы покидали деревню, я был очень воодушевлён, осознавая всю уникальность произошедшего. Я лично был свидетелем значительных факторов экономического, социального, экологического и духовного преобразования. Этими ключевыми факторами были: молитвы, христиане-бизнесмены и совы. Можно сказать, что эта история являетсяодним из возможных вариантов практической реализации принципов Бизнеса Как Миссии.

Бизнес Как Миссия

Христофор Колумб открыл Америку? Не совсем. Викинги побывали там несколькими веками ранее. Таким образом, можно сказать, что Колумб открыл Америку вновь. Бизнес Как Миссия не является новым открытием — это повторное открытие библейских истин и методов. Как и во времена Реформации, когда звучал призыв: ad fontes — «назад к истокам».

Бизнес Как Миссия, или сокращённо БКМ (англ. BAM), сегодня является широко используемым термином. Термин, возможно, и новый, но его основные понятия не представляют собой ничего нового. Во времена Реформации забытые истины вновь стали актуальны, а существующим предположениям и взглядам был брошен вызов.

Мы пересматриваем Священное Писание, подвергая сомнению терминологию и традиции того времени ипринимая во внимание ситуацию в сегодняшнем мире. Мы также пересматриваем и историю, выделяя забытые истории христиан, которые способствовали социальному преобразованию по мере своего участия в сфере бизнеса. Вот один пример из Норвегии.

Ханс Нильсен Ходж родился в Норвегии в конце 1700-х в бедной сельской местности. В то время не было демократии, и религиозная свобода была ограничена. В возрасте 25-ти лет Ходж пережил личную встречу с Богом. Девиз жизни Ходжа стал таким: «Любить Бога и ближних». Он начал много ездить по Норвегии и делать то, что в наши дни назвали бы «насаждением церквей» и «бизнесом как миссией».

Он запустил 30 бизнес проектов, включая легкую промышленность, кирпичные заводы, мельницы, склады, солевые и минеральные шахты, фабрики по производству бумаги и типографии. Он был предпринимателем и катализатором общества. Многие люди, вдохновленные его делами и примером, начинали читать Библию, встречаться с другими верующими для молитвы и общения. В результате родилось множество различных бизнес компаний.

Даже светские историки сегодня признают наследие Ходжа и его вклад в развитие современной Норвегии. Его иногда называют “отцом демократии Норвегии”. Он способствовал продвижению равенства между мужчинами и женщинами, его работа привела к духовному пробуждению и развитию предпринимательскогодвижения.

Таким образом, наследием Ходжа является духовные, экономические и социальные преобразования. Его жизнь и работа иллюстрируют некоторые цели, принципы и результаты влияния БКМ.

Три библейских поручения

Многие евангелисты часто делают акцент на Великом Поручении, но при этом иногда упускают из виду, что Великое Поручение – это только одно из трех поручений, которые даны нам Богом.

Первое поручение Бог дал нам при сотворении (Бытие 1-3), когда указал, что мы должны быть творцами и творить (производить) нечто хорошее, для нас самих и для других людей, будучи хорошими управляющими всего, порученного нам, включая и физическую сферу.

Это, конечно же, предполагает творчество и в бизнесе — для создания богатства. Создание богатства является благочестивым талантом или даром: “Помни Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе способность производить богатство” (Второзаконие 8:18 – пер. с англ.). Христиане часто говорят о правильном распределении богатства. Но о каком распределении может идти речь, если сначала это богатство не будет создано?

Вторым поручением является вторая наибольшая заповедь, которая говорит нам о любви к ближнему. На этом понятии основывается то, что современные экономисты называют Корпоративной Социальной Ответственностью, или КСО. КСО – это набор принципов, касающихся создания богатства, продуктов и услуг, учитывающих при этом интересы своего ближнего. КСО признает важность служения через бизнес нескольким группам лиц— не только владельцам, но и сотрудникам, поставщикам, клиентам, сообществу и окружающей среде.

КСО – это инструмент воздействия, которое бизнес компания оказывает на экономическую, социальную и экологическую сферы жизни, учитывая точки зрения различных заинтересованных сторон.

БКМ признает важность влияния на все эти три сферы, поскольку оно основано на Божьем поручении творить, управлять и служить людям. Но при этом БКМ простирается далее – КСО+, поскольку существует третье Великое Поручение – прославлять Бога и проповедовать о Христе всем людям. В этом заключается четвертый вид воздействия КСО – духовный. Мы вносим Великое Поручение в свои бизнес-цели, разрабатывая тем самым глобальный миссионерский подход в бизнесе. БКМ- это и есть КСО +, где «+» можно рассматривать как крест — приведение всего под господство или главенство Христа.

Мы должны заново открыть для себя три Библейских поручения и рассмотреть их значение с точки зрения церкви, бизнеса и глобальной миссии. И во время этого весьма актуального анализа нам необходимо подумать над следующими вопросами:

  • Почему часто призвание пастора или миссионера рассматривается как более высокое, чем призвание быть предпринимателем или бухгалтером?
  • Почему для искоренения бедности чаще всего рассматриваются некоммерческие механизмы или проекты, тогда как коммерческие компании или проекты, приносящие прибыль, с библейской точки зрения являются более естественными механизмами для создания богатства?
  • Почему большее внимание уделяется процессу распределения богатства, а не процессу его создания?
  • Почему участие и влияние деловых христиан часто сводится лишь к пожертвованиям на нужды служения?
  • Почему, когда мы говорим о хорошем бизнесе, то имеем в виду только влияние на 3 сферы жизни общества: экономическую, социальную и экологическую,  – и забываем про четвертую прославлять Бога и проповедовать Христа всем народам по мере развития этого бизнеса?
  • Почему так мало Библейских семинарий и колледжей, которые предоставляют курсы по теологическим аспектам предпринимательства и бизнеса?

Бизнес и Бог: возможно ли?

Если бы бизнес всегда сводился только к получению прибыли, то вполне приемлемым было бы заниматься торговлей людьми ввиду относительно низких рисков (очень малое количество торговцев людьми задерживается правоохранительными органами) и высокой прибыли. Если бы создание рабочих мест было единственной целью бизнеса, то можно было бы рекомендовать Мафию, ввиду того количества «рабочих мест», которые они создают.

Компании должны служить различным группам людей посредствам своей продукции, услуг, отношений и поведения с сотрудниками, владельцами, поставщиками, клиентами, семьями, сообществом и т.д.

Компании должны стремиться оказывать положительное влияние на людей и общество, не только с точки зрения экономики, но также в социальном и экологическом плане.

Компании должны иметь Библейскую этическую платформу для формирования всех операций бизнеса. Правильные корпоративные ценности компании также влияют на создание здорового общества вокруг нее.

Компаниям необходимо зарабатывать прибыль, чтобы оставаться экономически живыми, но при этом также важно смотреть глубже.

Папа Римский Иоанн Павел II:

«Цель коммерческой фирмы состоит не в том, чтобы просто получать прибыль, но и в том, чтобы найти смысл в самом своем существовании как сообществе людей, которые различными способами пытаются удовлетворить свои базовые потребности и которые также представляют собой определенную группу людей для служения всему обществу».

Эта мысль также прослеживается и у такого капиталиста как Дэвид Рокфеллер:

«Устаревшее понятие о том, что владелец бизнеса имеет право использовать свое имущество исключительно по своему усмотрению с целью максимального извлечения прибыли, сменилось твердым убеждением о том, что любое владение или собственность несет в себе определенные социальные обязательства. Сегодня менеджер компании является попечителем не только в отношении собственников компании, но и ее сотрудников и всего общества в целом». 

Иоанн Павел II также говорит, что церковь «признает фундаментальную и позитивную роль бизнеса, рынка, частной собственности и связанной с этим ответственности за средства производства, а также свободы творчества в секторе экономики». Однако, он добавляет, что вместе с этим должна существовать и сильная юридическая платформа, которая по сути своей является этичной и религиозной.

Может ли компания, использующая этические принципы работы, выжить в суровых условиях глобального рынка? Реально ли иметь христианские ценности и зарабатывать прибыль?

Да, реально, и вот пример.

Корпорация Р . В. Беккета (The R.W. Beckett Corporation), основанная в 1937 году, является на данный момент семейным бизнесом в третьем поколении, который «стремится применять основанную на Библии философию в каждой фазе своей работы».

Их миссия звучит так: «Благодатью Божьей мы будем расти, неуклонно совершенствоваться и от всего сердца служить нашим клиентам и коллегам».

Вот некоторые ценности этой компании:

  • Наше намерение – быть компанией, во всем ориентированной на Христа.
  • Наше поведение и отношения с людьми основываются на достоинствеи самых высоких этических и моральных стандартах.
  • Мы желаем быть известны как благородная, надежная и заслуживающая доверия компания, всегда готовая приложить дополнительные усилия во имя того, во что мы верим.
  • Прибыль важна и необходима, но не ценой потери здравого делового смысла в долгосрочной перспективе.
  • Мы признаем существование бизнес циклов, и поэтому для нас устойчивость занятости сотрудников является высоким приоритетом. Мы хотим быть компанией с высокой гражданской ответственностью, активной в служении и помощи людям в их нуждах.
  • Мы понимаем, что все наши усилия являются частью более великих целей Бога. Таким образом, мы призваны работать для Него. Мы рассматриваем наш бизнес как знак Его доверия, и поэтому мы должны быть мудрыми и профессиональными управителями, оправдывая оказанное нам доверие. 

Итак, может ли бизнес иметь христианские ценности и быть прибыльным? Да! И КорпорацияБеккетаподтверждает это на протяжении уже более 75-ти лет.

Богоугодный капитализм 

Некоторые из нас выросли во времена холодной войны, и в Швеции разделительная линия «фронтов» часто описывалась как различие двух экономических систем. Но на самом деле разделительная линия скорее проходила в сфере свободы, прав человека, и,соответственно, человеческого достоинства.

Централизованно планируемая административно-командная экономика в коммунистических странах имела катастрофические последствия для людей, общества и окружающей среды.

Но означает ли это, что капитализм является идеалом? Папа Римский Иоанн Павел II высказался на эту тему так:

«Можно ли говорить, что после неудачи коммунизма капитализм является победоносной социальной системой, и что именно капитализм должен быть целью развития стран, которые прилагают усилия для восстановления своих экономических систем и общества? Действительно ли капитализм – модель, которая должна быть предложена странам Третьего мира, ищущим свой путь к истинному экономическому и гражданскому прогрессу?

Ответить на этот вопрос непросто. Если под «капитализмом» подразумевается экономическая система, которая признает фундаментальную и позитивную роль бизнеса, рынка, частной собственности и связанной с этим ответственности за средства производства, а также свободу творчества человека в секторе экономики, то ответ, конечно же, утвердительный, хотя здесь было бы более уместно говорить о «предпринимательской экономике», «рыночной экономике» или просто «свободной экономике».

Но если под «капитализмом» подразумевается система, в которой свобода в секторе экономики не ограничена сильной юридической платформой, которая предоставляет эту систему на служение во благо свободы человека во всем ее проявлении и которая рассматривает себя как особый аспект этой свободы, по сути своей являясь этичной и религиозной, тогда ответ, конечно же, отрицателен» (1).

Благочестивое приобретение богатства

Политические   процессы    и    законодательство   часто    определяют    платформу для экономических отношений и развития бизнеса. Мы можем не соглашаться с высказываниями некоторых политиков, но, тем не менее, стоит отметить выступление Маргарет Тэтчер на эту тему перед Генеральной Ассамблеей Церкви Шотландии 21 мая 1988 года.

Вот некоторые выдержки из него:

«В Ветхом Заветеприводятся Десять Заповедей, данных Моисею в Книге Исход;в Книге Левит содержится повеление любить ближнего, как себя, и в целом важность и требование строго соблюдать кодекс закона.

В  Новом Завете содержится запись о Воплощении, учении Христа и установлении Царства Божьего. И снова мы видим акцент на любви к ближнему, как к самому себе, и принцип «поступайте так, как хотите, чтобы поступили с вами».

Я полагаю, что путем соединения этих основных элементов Ветхого и Нового Завета, мы получим: представление о вселенной, надлежащее отношение к работе и принципы формирования экономической и общественной жизни. Нам говорят, что мы должны работать и использовать наши таланты для создания богатства.

«Если человек не работает, то он не должен есть», – пишет Св. Павел в Послании к Фессалоникийцам. Именно изобилие, а не бедность, имеет законное право существования, происходящее из самой сути Сотворения.

Тем не менее, десятая заповедь – «не возжелай» – предполагает, что зарабатывание денег и владение материальными благами могут стать эгоистичными действиями. Но здесь речь не о том, что создание богатства является неправильным, но, скорее, о любви к деньгам ради самого себя. Духовная составляющая включается в процесс принятия решения о том, что человек будет делать с имеющимся богатством»

Как можно ответить на многочисленные просьбы о помощи, или инвестировать в будущее, или поддержать выдающихся художников и мастеров, чьи работы прославляют Бога, если сначала мы не будем много и усердно работать, используя наши таланты, чтобы создать необходимое богатство?»

Иоанн Павел II и Маргарет Тэтчер сделали ценные наблюдения, но концепция и практика БизнесаКак Миссии значительно старше их выводов.

Библия содержит описание деловой женщины как благочестивый пример того,как нужно служить другим людям и отвечать на различные нужды семьи и общества.

Деловая женщина Ближнего Востока

как образец для подражания

Давайте кратко рассмотрим несколько стихов 31 главы Притч и переведем их на современный бизнес-язык:

Стихи из 31-й главы Притч Что они означают?
Задумает она о поле, и приобретает его; Она делает оценку рынка и вкладывает капитал (инвестирует).
от плодов рук своих насаждает

виноградник (в англ.: «из дохода своего

покупает виноградник»). (16)

Она получает прибыль и повторно вкладывает капитал ( реинвестирует).
Она чувствует, что занятие ее хорошо… (в англ.: «что ее торговля является прибыльной») (18) Она ведет бухгалтерию и управляет потоком наличности.
Она делает покрывала, и продает, Она вовлечена в производство и розничную продажу.
и поясы доставляет купцам Финикийским Она разработала систему поставок.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся (20). Она использует часть прибыли для благотворительности.
Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем Она – кормилица своей семьи
и урочное служанкам своим (15) Она дает работу другим
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (31) Ее достижения в бизнесе признаны и, конечно же, являются похвальными

 

Охота на американских лосей и Бизнес Как Миссия

В Швеции проживает 9 млн.человек. Приблизительно 300 000 шведов каждый год отправляются на охоту и отстреливают 100 000 американских лосей. Охотники на этих животных в идеале должны иметь представление о том,как выглядит американский лось. Если же они этого не знают, то не стоит находиться в той области в сезон охоты. Успех охотника на американского лося зависит от знания его цели. Можно говорить, что человек преуспел или потерпел поражение только с точки зрения поставленной конкретной цели и специфических задач.

Это же относится и к Бизнесу Как Миссии. Мы можем выявить успех или поражение только на основании знания конкретной цели.

Итак, какова же цель БКМ? Ключевым словом здесь является преобразование.

От успешного насаждения церквей до геноцида

Всего за 100 лет эта страна перешла из категории «недостигнутой» в «оцерковленную». Приблизительно 90% населения стали прихожанами церкви. Если в качестве критерия успеха рассматривать насаждение церквей и рост общин, то эта страна – пример абсолютного успеха в истории христианской миссии.

За 100 дней почти 1 млн. граждан (включая членов церквей) был уничтожен другими гражданами и членами церквей в жестоком геноциде весной 1994 года. Название страны? Руанда. Страна пережила величайший успех евангелизациии распространения церковных общин, но очень мало евангельских истин проникло в межэтнические отношения: люди были в церкви, но церкви внутри людей не было.

То, как мы определяем для себя нашу миссию, имеет краткосрочный и долгосрочный эффект. Распространение церковных общин и рост количества верующих не является чем-то неправильными, но очевидно, что это не единственный и недостаточный критерий успеха. Если рассмотреть Африку района Сахары,  сегодня там находятся одни из самых многочисленных христианских стран в мире (по проценту населения, который составляют христиане). Но также там находятся и самые бедные, и одни из самых  коррумпированных стран в мире.

Что здесь не так? Это ли успех? Соответствует ли такая картина христианской миссии?

Это то, что Господь желает видеть?

Наша миссия и критерии успеха должны включать в себя преобразование. Мы хотим, чтобы люди и общества были преобразованы – преобразованы целостно. Глобальное движение Бизнес как миссия (БКМ) стремится к преобразованию жизней во всем мире через этический бизнес с целостным подходом.

Очень масштабное заявление, и что же оно означает на практике?

Преобразование. Преобразование -это позитивное и длительное изменение. И оно требует времени: у нас должно быть видение от поколенияк поколению. БКМ является осознанным выражением веры на рабочем месте во всех отношениях внутри и вне компании. БКМ- это управление бизнесом на основе этических принципов. Это следование за Иисусом в условиях рыночной экономики для того, чтобы способствовать преобразованию людей и общества.

Особое вниманиеследует уделить – малым и средним предприятиям – МСП. Они являются агентами преобразования. И не только с точки зрения экономики. Они во многих отношениях составляют основу всех развитых экономик. МСП почти полностью отсутствуют в бедных странах и регионах.

Целостность. Все мы – люди с физическими, социальными, духовными, эмоциональными, экономичными и другими нуждами, находящиеся в определенном политическом и культурном контексте. Таким образом, преобразование должно быть целостным: затрагивать и людей, и общество. Именно это значение и имеет слово «целостность» – нечто всеохватывающее, совершенное в полноте. И наша миссия должна включать в себя нечто большее помимо евангелизациии распространения церковных общин – никто не хочет повторения опыта Руанды!

Всемирность. Движение БКМ не будет соответствовать Божьим целям и нашему предназначению, если мы будем ограничены исключительно местным контекстом. Мы должны регулярно покидать зону комфорта и идти ко всем людям, во все страны.

Вызовы БКМ

Фокусом работы глобального движенияБКМ является арабский мир и Азия. Почему?

Именно здесь сконцентрированы самые многочисленные нужды людей:

  1. имя Иисуса редко упоминается в мусульманских индуистских и буддистских странах;
  2. здесь проживает до 80% самого бедного населения в мире;
  3. безработица и неполная занятость во многих находящихся здесь странах колеблется от 30% до 80%;
  4. в; этих странах наблюдается самый быстрый прирост населения; сотни миллионов молодых людей приходят на рынок труда в поисках работы
  5. здесь также находятся области и регионы повышенного риска торговли людьми и проституции. Безработица делает людей уязвимыми.

Вкратце рассмотрим некоторые изуказанных проблем: безработицу и торговлю людьми.

Требуется 1,8 миллиарда рабочих мест

По данным Джима Клифтона, исполнительного директора Gallup (2 ), в мире не хватает приблизительно 1,8 миллиардов стабильных официальных рабочих мест. А это соответствует почти четверти населения Земли.

Многие люди живут и работают в небезопасном, нелегальном секторе, который часто представлен незначительной деловой деятельностью, направленной лишь на выживание и обеспечение прожиточного уровня. Большинство людей надеется найти нормальную работу, но у многих шансы минимальные. И эта проблема продолжает увеличиваться.

50 миллионов новых рабочих мест должны быть созданы в одном только арабском мире к 2020 году, и пока нет никаких признаков, что это произойдет. По данным издания «Экономист», показатели безработицы составляют 24% в Египте, 27% в Иордании, 30% в Тунисе, 39% в Саудовской Аравии и 46% в секторе Газа.

44 миллиона человек в так называемом богатом мире являются безработными, и еще 11 миллионов частично трудоустроены. Человеческие потери огромны, потому что безработица ведет к увеличению депрессий, разводов, токсикомании, и т.д.

Безработица особенно распространена среди молодежи, как в богатых, так и в бедных странах. В Испании, например, 46% людей моложе 25 лет являются безработными. В Южной Африке – более 50%.

Проблема огромна для всего мира.

Что же можно предпринять?

Подаяния не могут вернуть человеку достоинство, а работа может. Пример: в мае 2012 года в Камбодже я познакомился с бывшим военнослужащим. Во время войны около него разорвалась мина, и он потерял руку,близкого друга, а позже и всех членов своей семьи. Он сказал мне: «После войны церковь стала моей семьей, а работа вернула мне достоинство». Я настоятельно рекомендую для прочтения циркуляр Иоанна Павла II, посвященный теме работы и человеческого достоинства (4).

Гуманитарная помощь может на время облегчить ситуацию, но с ее помощью не создать 1,8 миллиарда новых рабочих мест. Мы прекрасно знаем, что гуманитарная помощь не решила проблему бедности Африки, как это наглядно продемонстрировала международный экономист Дэмбиса Мойов своей книге «Мертвая Помощь» (англ. DeadAid).

Программы  микрокредитования  могут  быть  эффективными,  но  имеют  тенденцию создавать  неформальный  сектор  экономики  и таким  образом способствовать  сохранению бедности в стране. Более 80% рабочих мест в Африке   созданы   малыми   и   средними предприятиями (МСП),    согласно   данным Всемирного   банка,   но,   тем   не   менее, традиционные агентства по оказанию помощи относятся к этим предприятиям с пренебрежением. Джим Клифтон пишет: «Сегодня требования к лидерам изменились. От них требуется мастерство врешении проблем создания новых рабочих мест».

Но как мы уже неоднократно указывали, в рамках глобального движения БКМ требуются не просто любые рабочие места. Мафия тоже занимается трудоустройством людей. Торговцы людьми эксплуатируют людей в секс индустрии. Мы же говорим о необходимости создания рабочих мест, которые будут наделять человека достоинством, привносить ценность в его жизнь, позитивное и целостное преобразование его жизни и всего общества.

Для этого нужны новаторы, предприниматели и наставники. Одно исследование, упомянутое в «Экономисте» от 10 сентября 2011 г. показывает, что за период с 1980 по 2005 годы все новые рабочие места частного сектора в Америке были созданы компаниями, основанными менее пяти лет назад (3).

Из Манифеста движения Бизнес Как Миссии (Лозаннский документ по БКМ 2004):

«Мы призываем церковь во всем мире выявлять, поддерживать, молиться, подготавливать и высылать на служение бизнесменов и предпринимателей для того, чтобы они реализовывали свои таланты и предназначение деловых людей в этом мире – среди всех народов и до концов земли.

Мы призываем деловых людей во всем мире принять это подтверждение и подумать, как их таланты и опыт могут быть использованы с целью восполнения самых вопиющих нужд человечества, духовных и физических, через движение Бизнес как Миссия».

Торговля людьми

Можно сделать два наблюдения о мире глобальной организованной преступности: во-первых, этот мир является большим; во-вторых – он хорошо организован.

Торговля людьми (англ. траффик), современное рабство, является второй по величине системой организованной преступности в мире. Стоимость этого бизнеса исчисляется миллиардами долларов, а сам он включает в себя большое количество сложных межнациональных связей и операций. По некоторым оценкам, около 27-ми миллионов человек были обманным путем перевезены и задействованы в рабском труде, и продолжают находиться в таких условиях против своей воли. Это происходит во всем мире. Это большой бизнес. И он хорошо организован. В операциях по торговле людьми задействованы все виды профессий и специальностей. Все они очень чётко взаимосвязаны, в точности так, как любая транснациональная корпорация со всеми уровнями сотрудников – от уборщиц до исполнительных директоров. К сожалению, инициативы по предотвращению и борьбе с траффиком людей (антитраффик) выглядят сегодня как маленькие и неорганизованные по сравнению с масштабами этого зла.

Чтобы эффективно отвечать на существующие вызовы и бороться с торговлей людьми, необходимо нарастить критическую массу (стать большими) и создать стратегические союзы (стать организованными).

Я вижу два основных препятствия на пути инициатив антитраффика. Одна проблема состоит в том, что в этих инициативах в основном задействованы две категории людей: во-первых, законодательные органы, влиятельные политики и правительственные учреждения; во-вторых, НПО и НКО, а также волонтёры. Эти группы людей сами по себе хороши и нужны. Проблема не в них. Проблема в людях, которые не вовлечены или даже не мотивированы сражаться с этим злом.

Мы знаем, что безработица делает людей потенциальными жертвами торговцев. Также известно, что нельзя говорить о реабилитации жертв торговли людьми, если мы не можем предоставить им достойное трудоустройство. Таким образом, эффективная работа по предотвращению и реабилитации должна включать в себя и создание рабочих мест. Это означает, что деловые люди должны быть частью инициатив антитраффика, поскольку цель состоит в том, чтобы стать большими и организованными.

Второй проблемой является разобщенность. Местные и национальные разрозненные меры по борьбе с торговлей людьми неэффективны и ихне достаточно, чтобы противостоять глобальной организованной преступности, инициировать профилактические мероприятия и проводить работу по спасению и реабилитации жертв этих преступных группировок.

Итак, необходимо задействовать большее количество профессий и специальностей и создавать международные стратегические союзы.

Несбыточная мечта? Нет!Позвольте мне кратко упомянуть две значительных инициативы – одну региональную и одну глобальную.

Европейская Сеть Свободы, EFN, способствует совместному пользованию информации, координации и сотрудничеству среди более ста партнеров в более чем 30 странах. Они сотрудничают с целью предотвращения торговли людьми и предоставления реабилитации ее жертвам. Работа EFN является важным шагом в правильном направлении по созданию критической массы и формированию структуры в межнациональном масштабе (5).

В глобальном центре БКМ есть рабочая группа, занимающаяся этими вопросами, которая активно мотивирует деловых людей, чтобы они становились частью решения указанных проблем (6).

Думайте вне «микро» (7)

Почему Бангладеш бедная страна, а Тайвань – богатая? Этот заведомо провокационный вопрос предназначен для того, чтобы помочь нам заглянуть глубже и найти ответы на важные вопросы: как и где можно наиболее эффективно применять ресурсы для расширения Царства Божьего через бизнес?

Определение предприятия среднего размера (МСП) варьируется, но большинство согласится, что это бизнес со средней капитализацией и приблизительно 20-250-ю сотрудниками. Это и будет приемлемым описанием, используемым в данном случае.

Известно, что МСП являются основой экономически здоровых стран, неважно, «развитых» или «развивающихся». Также верно и подтверждено временем и историей, что в странах с развитым сектором МСП происходит много положительных социально-экономических изменений.

Кроме относительно большого количества созданных рабочих мест, МСП также способствует переходу значительных сегментов экономики в формальный сектор. Это, в свою очередь, способствует созданию и росту налоговой базы, на средства которой могут быть поддержаны другие социальные объекты, такие как больницы, школы, дороги и другая инфраструктура.

Обычно существует четкая взаимосвязь между устойчивой базой налогоплательщиков и развитием «демократических» учреждений, связанных со справедливостью и хорошим управлением. С другой стороны, в любом государстве, не состоявшемся экономически, социально или политически, обязательно присутствуют признаки значительного давления на сектор МСП или его полное отсутствие.

Дела МСП идут хорошо даже во времена экономического кризиса! В отличие от массовых жалоб крупнейших фирм Европы, многие МСП остаются осторожно оптимистичными. Ассоциация организаций МСП Германии прогнозирует сокращение продаж в этом годувсего на 2%. Известный в стране «Mittelstand» похоже выиграет у экономики в целом, которая по ожиданиям правительства сократится на 6%. Проведенный в прошлом месяце обзор 804 французских МСП показал, что более половины из них ожидает, что доходы в 2009 году останутся на прежнем уровне или увеличатся.

МСП Европы, то есть фирмы, имеющие менее 250 сотрудников, предоставляют трудоустройство 88-ми миллионам человек и составляют две трети всей занятости частного сектора. Поскольку крупные компании перенаправляют рабочие места за границу с целью уменьшения затрат, меньшие фирмы становятся все более важными в качестве внутренних работодателей.

И хотя большая часть МСП представлена мелкими семейными бизнесами с небольшим потенциалом роста или вовсе нежеланием расти, в их число также входят быстро растущие, инновационные фирмы, которые, при должном уходе, могут стать завтрашними лидерам.» (8).

Эти фактынеобходимо также рассматривать в свете популярного и безоговорочно принимаемого движения по развитию микро-предприятий. Его поддержка происходит и через сектор НПО, и даже через коммерческие структуры.

Являются ли микро-предприятия действительно эффективным инструментом борьбы с бедностью в долгосрочной перспективе? Почему Бангладеш (известный как страна микро-предприятий) все еще беден, а Тайвань (страна МСП) богат?

Профессор Милфорд Бэйтман в Financial Times говорит об опасности микро-предприятий в долгосрочной перспективе:

«Чем    больше  местные  сбережения  передвигаются  через  посредничество  микро-финансовых учреждений, тем более отсталыми будут страна, регион или местность,находящиеся в состоянии бедности и экономической разрухи. Это «железный» закон микро финансов» (9).

Единичные случаи успеха микро-предприятий в целом не ведут к общему экономическому развитию. Причина, по которой микрофинансирование поддерживается, является всецело политической или идеологической – экономического обоснования в нём просто нет.

Профессор Бэйтман противопоставляет Бангладеш другим относительно богатым странам, также расположенным Азии: «Восточноазиатским странам удалось достичь потрясающего развития посредством вложения многих, если не всех своих сбережений в серьезные деловые проекты, нацеленные на длительный рост. Это и есть причина, по которой многие восточноазиатские страны, возможно, начинавшие с уровня ВВП Бангладеш 70-х, смогли опередить Бангладеш с точки зрения экономического роста и развития. Любой учебник по Основам Экономики наглядно объясняет важную роль сбережений в экономическом развитии, но только при условии, если они вложены в проекты, нацеленные на рост и увеличение производительности. Если же сбережения будут вкладываться в рикши, киоски, птицефермы с 30 цыплятами, торговлю, и так далее, то страна не будет развиваться и не сможет последовательно сокращать уровень бедности».

Доктор Питер Хеслэм, в Кембриджском университете комментирует эту тему далее:

«Некоторые могут задаться вопросом, имеет ли предпринимательство библейское обоснование. Если предпринимательство – это инновации, здравый смысл (мудрость) и риски, то такие герои веры, как Авраам, Иаков и Давид являют собой, несмотря на недостатки и промахи, сильные предпринимательские качества. И все же основная модель предпринимательства находится в самом начале еврейских Священных писаний, когда занавес открывается, и мы видим Господа Творца, исполненного инноваций, мудрых суждений и готовностью рискнуть – рискнуть, создавая людей и приглашая их присоединиться к Своему бизнес проекту в качестве управленцев Земли».

Именно поэтому мы призываем церковь и глобальное движение БКМуделять особое внимание культивированию и усилению как предпринимателей, так и МСП, управляющими которых они являются.

Бизнес как Миссия – это больше, чем вы думаете

Бизнес Как Миссия может показаться чем-то провокационным, но на самом деле имеет очень важное значение и практичное применение. Однако, БКМ не является универсальным решением или идеальной стратегией. БКМ – это растущее глобальное движение христиан в условиях рыночной экономики, которые задают себе вопрос: «Как мы можем построить свой бизнес так, чтобы послужить людям, соответствовать целям Бога, быть хорошими управителямипланеты и получать прибыль

Бизнес Как Миссия не ставит своей целью заменить традиционные служения Богу и людям. Бизнес как Миссия не является способомпривлечения средств. БКМ не имеет отношения к идее присоединения около церковных проектов к бизнесу. БКМпризнает важность и полностью разделяет принципы

Корпоративной Социальной ответственности, КСО, а также простирается еще дальше: БКМ – это КСО+.

Мы выполняемсвою миссию в рамках бизнеса и за его пределами. Это может быть, к примеру, миссия справедливости. Можно даже говорить о понятии «Бизнес как Справедливость».

Этот и другие термины могут помочь нам в понимании целостного и трансформа-ционного характера БКМ. Позвольте мне привести 12 кратких примеров в подтверждение этому. Список можно продолжать и далее, но эти 12 аспектов наглядно демонстрируют нам, что БизнесКак Миссия – это не просто ведение бизнеса с легким оттенком «церквианства».

 

1. Бизнес как Справедливость

Бог любит правду и ненавидит нечестие. В Библии Бог посылает Своих пророков снова и снова, чтобы они выступали против беззакония и требовали от людей изменения и исправления. Несправедливость или нечестие встречается и на рынке: это может быть коррупция, эксплуатация труда и злоупотребление уязвимыми людьми, например, иммигрантами. Строить праведный бизнес и заботиться о сотрудниках – это и есть Бизнес как Справедливость. Хорошо относиться к клиентам и поставщикам – это также вариант богоугодной цели. Бизнес как Справедливость также включает в себя борьбу с коррупцией и взяточничеством.

2. Бизнес как Истинное Благочестие

«Истинное благочестие- заботиться о вдовах и сиротах» (Иакова 1:27). Эти две наиболее уязвимые группы людей часто становятся жертвами траффика. Торговцы людьми преследуют именно одиноких, брошенных детей. Под давлением обстоятельств многие вдовы вынуждены заниматься проституцией. Такова реальность во многих странах мира.

Кто может предложить вдовам и сиротам будущее, достойную работу, чтобы они могли содержать себя и других? В этом случае можно говорить о Бизнесе, как Истинном Благочестии.

3. Бизнес как Шалом

Шалом – это библейская концепция добрых и гармоничных взаимоотношений. Но эти отношения были разрушены после грехопадения, как написано в 3-ей главе Бытия. Через Христа мы имеем возможность восстановления отношений с Богом, друг с другом, и со всем творением.

Бизнес в значительной степени затрагивает тему взаимоотношений: с сотрудниками, коллегами, конкурентами, клиентами, покупателями, поставщиками, семьей, сообществом, налоговыми органами, и т.д. Таким образом, христиане-бизнесмены могут стремиться к Шалому в Бизнесе.

4. Бизнес как Управление

Каждый человек наделен дарами и талантами. В бизнесе мы говорим об активах. Управление активами также является важным библейским понятием. Как мы можем использовать то, что у нас есть, в целях служения? Если мы владеем или руководим бизнесом, каким должно быть управление?

Бог наделил некоторых людей даром предпринимательства. Такие дары могут использоваться для служения Богу и общественному благу через бизнес. То же самое относится к организаторским способностям или призванию в сфере бухгалтерии и продаж. Необходимо мотивировать людей, у которых есть бизнес таланты, становиться хорошими управляющими.

5. Бизнес как Лидерство с сердцем слуги

Иисус пришел для того, чтобы послужить. Он является примером богоугодного лидера. Большое количество книг посвящено этой теме, что указывает на важность самой концепции Лидерства с сердцем слуги.

Если мы хотим заниматься бизнесом как для Господа, то нам необходимо ответить на вопрос, каким будетЛидерство с сердцем слуги в деловом контексте. Такое лидерство будет иметь различное практическое исполнение в зависимости от вида бизнеса и контекста культуры. Но ключевое влияние будет везде одинаковым – служение людям, сообществу, странам и Богу. Мы часто слышим о нехватке хороших лидеров в деловом мире. Бизнес как Лидерство с сердцем слуги очень актуален сегодня.

6. Бизнес как Достоинство

Каждый человек на этой планете создан по образу и подобию Бога. У всех нас есть ценность и достоинство, связанное с Творцом. Он создал нас, чтобы мы были творческими и создавали (творили) хорошие вещи для нас самих и других людей.

Процесс созидания является одновременно и человеческим, и Божественным. Творчество, или созидание чего-либо, является неотъемлемой частью человеческого достоинства.

Эта способность к созиданию была частично разрушена, и, как следствие, человеческое достоинство тоже.Но существует и сила для его восстановления –Иисуса Христос.

Не грех быть безработным, но безработица и неспособность работать и содержать себя и свою семью, – это последствие грехопадения и это потеря человеческого достоинства. Предоставление людям работы, создание достойных рабочих мест, является Богоугодным делом. И в этом – Бизнес как Достоинство.

7. Бизнес как Примирение

Апостол Павел пишет, что мы несем служение примирения в этот мир. Разбитые отношения и конфликты присутствуют повсеместно, включая и рынок. Мы наблюдаем напряженность и вспышки насилия между этническими и религиозными группами.

Может ли бизнес предоставить площадку для переговоров по примирению? Могут ли деловые люди выстроить мосты между этническими и религиозными разделениями?

В отношениях между мусульманами и христианами Индонезии на протяжении долгого времени присутствовало недоверие и напряженность. Но я был свидетелем того, как бизнесмены-христиане из Китая смогли изменитьэту межэтническую динамику и преобразовать межрелигиозные отношения через осознанное выстраивание своего бизнеса как Бизнеса Справедливости, Управления, Шалома, Лидерства с сердцем слуги, и т.д. Эта статья началась именно с этой истории или тематического исследования.

Мы как посланники Бога, можем выбрать для себя Бизнеса как Примирение.

8. Бизнес как Забота о Творении

Когда Господь творил Землю и все живое, Он ежедневно оценивал Свою работу и осуществлял контроль качества всего сотворенного. Итог оценки был “Хорошо”. Господь радовался Своему творению.Он поручил нам быть управителями всего творения. И мы тоже должны радоваться тому, что можем быть творческими, производить товары и услуги, которые будут хороши для людей и всего живого. В этом состоит первое поручение человеку – быть творческим и работать, что непосредственно относится и к миру бизнеса.

БКМ поддерживает создание экологически безвредных предприятий, которые соответствуют стремлению БКМ оказывать положительное влияние экономически, в социальном отношении и с точки зрения экологии: прибыль, люди, планета.

В 2012 году я был в Южной Азии и там познакомился с супружеской парой. Они являются консультантами по менеджменту крупных производственных компаний. Эта пара имела четкое понимание миссии БКМ и помогала компаниям становиться более прибыльными, улучшить условия работы, экономить электроэнергию и очищать большое количество воды. Сохранение и доступ к чистой воде являются одной из самых сложных задач, с которыми мы сталкиваемся по всему миру. Бизнес как Забота о Творении имеет большое значение.

 

9. Бизнес как Любовь к ближнему

Второе библейское поручение является величайшей заповедью и заключается в повелении “возлюби ближнего своего, как самого себя”. Мы знаем, что бизнес может и должен служить людям и удовлетворять различные потребности. Например, безработица является главной первопричиной недоедания и голодания, бездомности, торговли людьми, болезней и ограниченного доступа к здравоохранению, а также ведет к долгам и преступности. Предоставление рабочих мест решает многие из этих проблем и предотвращает их страшные последствия.

Управление Персоналом (или УЧР, термин, который для меня слишком безличный и технический), по идее, должно быть выражением любви к ближнему. Принятие во внимание условий и атмосферы рабочего места людей при организации бизнеса является частью ответственности УЧР. Именно поэтому КСО не является чем-то новым; эта ответственность полностью основана на библейских принципах.

Также   мы   можем    изучать   историю и извлекать уроки из прошлого. Например, Квакеры в Англии и Ханс Нильсен Ходж в Норвегии уже тогда, несколько сотен лет назад, были агентами целостного преобразования общества через бизнес.

10. Бизнес как Великое Поручение

Третье библейское поручение является самым глобальным направлением Божьего движения для всех народов и всех стран. Онотакже является главной темой глобального движения БКМ.

Как мы можем служить людям через бизнес, под водительством Святого Духа,«в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до концов земли»?

Движение БизнесКак Миссия изучает возможности того, как быть последователем Иисуса в бизнесе во всем мире, особенно когда речь идет о регионах с большими экономическими, социальными и духовными нуждами.

Бизнес как Миссия – это КСО+, и этот стандарт является обязательным. Мы хотим видеть Царство Божие среди всех народов. Это – Бизнес как Великое Поручение.

11. Бизнес как Тело Христа

Бог призывает некоторых людей в сферу бизнеса и дает им необходимые навыки. Мы должны поощрять и поддерживать деловых людей, чтобы они могли осуществить свое предназначение профессионально, компетентно и целостно. Мартин Лютер так говорил об этом:

«Сапожник, кузнец, фермер- у каждого есть своя работа и место торговли. И каждый из них, подобно священникам или епископам, посредством собственной работы должен извлекать пользу для себя и для физического и духовного благосостояния общества, служить друг другу точно так же, как и органы физического тела служат друг другу». 10

12. Бизнес как прославление Бога

БКМ – это акроним (вид аббревиатуры – прим.перевод.) понятия Бизнес Как Миссия. Другой соответствующий ему акроним – это AMDG (ad maiorem Deigloriam – «для еще большей славы Божьей»), который является основой концепции Бизнеса Как Миссии.

Ссылки

  1. Centesimusannus, 1991.
  2. Клифтон, Дж., Грядущая война за рабочие места, Нью-Йорк: Гэллап Пресс, 2011.
  3. Журнал «Экономист», 10 сентября 2011.
  4. Laborem Exercens, 1981.
  5. www.europeanfreedomnetwork.org
  6. См. www. BAMThinkTank.org
  7. Материалы по МСП и микро-предприятиям взяты из моей статьи, соавтором которой является Питер Шокат, 2009. Здесь под заголовком “Думайте вне микро”.
  8. «Экономист», 21 мая 2009 г.
  9. 26 декабря 2008 г.
  10. Мартин Лютер. Открытое письмо христианскому дворянству.

Об авторе

Матс Тунехаг является спикером, писателем и консультантом из Швеции, имеет опыт работы примерно в половине стран мира. В течение последних 20 лет специализируется на разработке концепции Бизнес Как Миссия (БКМ), а также участвует в работе национальных, региональных и глобальных стратегических альянсов.

В 2002 году Матс Тунехаг выступил инициатором и одним из лидеров первого глобального Конгресса БКМ, по итогам которого был создан Лозаннский документ БКМ, а также Манифест БКМ (2004 год). Эти документы были переведены на многие языки и стали основой для деятельности лидеров бизнеса, церквей и миссий во всем мире.

В 2011 году Тунехаг инициировал создание еще одного более многочисленного глобального Конгресса БКМ. Основная цель состояла в том, чтобы выслушать, изучить и провести анализ, а также собрать вместе ключевых лидеров БКМ со всех континентов. В результате было создано более 30 национальных, региональных и международных рабочих групп. Некоторые фокусировались непосредственно на БКМ, другие на отдельных темах или проблемах, имеющих отношение к БКМ. В результате это привело к самому большому международному объединению лидеров данной сферы и совместному использованию их интеллектуального и социального капитала. Инновационные отчеты этих рабочих групп публикуются, начиная с октября 2013 года.

В результате работа этих двух Конгрессов БКМ привела к созданию глобального движения БКМ, разработке совместного видения и общих ценностей, созданию глобальной сети практиков БКМ и других ключевых лидеров всей сферы воздействия БКМ.

Матс Тунехаг является старшим руководителем движения БКМ в рамках Лозаннского движения и Мирового Евангельского Альянса.

Он читает лекции на тему «Бизнес как миссия» по всему миру. Его статьи и документы по БКМ доступны на английском языке и 15-ти других языках на сайте www.MatsTunehag.com.

Матс Тунехаг также задействован в работе глобального инвестиционного фонда, основанного на христианских ценностях, задачей которого является поддержка МСП с целью их роста и целостного воздействия в арабском мире и Азии путем обеспечения финансового, интеллектуального и человеческого капитала.

Тунехаг состоит в нескольких советах директоров и руководящих комитетах различных международных бизнес ассоциаций и инициативных групп.

Он также состоит в Глобальном Совете Адвокатов – международной сети, состоящей из 30 000 адвокатов из более 120 стран мира. Он читает лекции для адвокатов в Европе, Латинской Америке и Северной Америке по проблемам прав человека и практике создания стратегических и влиятельных альянсов для формирования общественного мнения и законодательства.

Также в течение уже десяти лет Матс Тунехаг является автором статей по международным отношениям в национальной газете Швеции.

 

 

Назад