Боже, почему ты дал мне этот (один несчастный) талант?

Хаг Уэлчел (Hugh Whelchel)

Оригинал статьи на английском языке

Бог дал людям не только физический мир, но и таланты — дары и способности, которые мы можем использовать, чтобы служить Eму.

До Реформации средневековая церковь интерпретировала таланты в притче Иисуса как духовные дары, которые Бог даровал христианам. Но реформаторы нарушают сложившийся статус-кво, уча людей тому, что их работа важна для Бога. Мартин Лютер сказал: «Работа молочника так же важна для Бога, как и работа священника». Позже Джон Кальвин помог сформировать современный смысл слова «таланты», определив их как дар от Бога в соответствие с призванием человека и его природными способностями, а не просто как духовные дары.

Несмотря на некоторые исторические разногласия по поводу точного толкования «талантов», они в основном являются инструментами, которые Бог дает нам для выполнения культурного мандата, первого описания работы, которое Он дал еще в Эдемском Саду, повелев наполнять Землю и обладать ею (Быт. 1: 27-28). Он дает нам все, чтобы исполнить то, к чему Он нас призвал нас. Призывая нас возделывать сад, Бог дает нам лопаты, совки, землю, семена, силу и терпение.

Дальше – это уже наша обязанность использовать эти дары по мере своих возможностей.

Даже тогда, когда мы использовали наши дары для обработки почвы и посадки семян, мы обращаемся к Нему за дождем и солнцем, чтобы обеспечить рост здоровых растений. Но без вложений нашего труда, сад не сможет вырасти.

Пол Маршалл пишет, что Кальвин призывал верующих «работать, развиваться и совершенствоваться, расти профессионально, изменяться и принимать решения, быть активными и преодолевать трудности до последнего дня своей жизни или пока Господь не придет». Согласно Аврааму Кайперу, Кальвин считал, что Священное Писание учит нас тому, как жить, чтобы «вся жизнь человека должна быть прожита в Божественном Присутствии». Как объясняет Джон Пайпер:

Учение Кальвина о «призвании» вытекает из того факта, что каждый человек, великий или нет, живет «в Божественном Присутствии». Суверенные цели Бога исполняются через выполнение нами самых простых обязанностей. Он внимателен к работе каждого. Именно такой подход сформировал протестантскую трудовую этику. В результате такого культурного изменения, когда вся работа выполняется искренне и честно, с ориентиром на Бога, произошло колоссальное изменение жизни к лучшему.

Хотя Бог призывает каждого из нас работать и дает каждому из нас необходимое для этой работы, то, что и сколько Он дает, не одинаково для всех. Иисус в Матф. 25:15, указывает на, пожалуй, самую важную, хотя и самую недооцененную часть притчи о талантах. Там написано: «каждому по силе».

Сегодня мы слышим возгласы «несправедливо!». Но невозможно отрицать, что разнообразие вплетено в каждый аспект Божьего творения. Чем еще оправдать, что в природе насчитывается более 23 000 видов деревьев, кроме того, что Бог хочет показать нам Свою красоту по-разному? Бог дает дары и таланты по Своей воле, потому что он Бог.

Но есть вопрос, который стоило бы задать. Что требует больше усилий: взять два таланта и превратить их в четыре, или взять пять талантов и превратить их в десять? Эти две задачи требуют одинакового количества труда, хотя суммы и разные.

И в притче о талантах двое слуг, которые вложили свои таланты, были вознаграждены одинаково. Господин говорит им: «Хорошо, добрый и верный раб. В малом ты был верен; над многим тебя поставлю» (Мф. 25:23). Господин измеряет успех по степени усилий, так же и мы должны поступать.

Раньше мне было жалко парня с одним талантом. Я думал: «Он просто пытался сберечь деньги своего хозяина. Что можно сделать с одной несчастной маленькой монеткой? Но затем из любопытства я выяснил, сколько денег будет представлять талант в современной экономике. Я понял, что парень с одним талантом взял целых миллион долларов у своего господина и похоронил его на заднем дворе! Неудивительно, что хозяин был взбешен!

Управление, о котором просит Господь, это не просто пассивное сохранение его даров. Бог предлагает нам использовать наши таланты для достижения продуктивных целей, которые принесут нам удовлетворение и радость, порадуют нашего Господа и принесут пользу окружающим.

Пуританин Уильям Перкинс определил призвание как «определенный вид жизни, предопределенный и данный человеку Богом для общего блага». Слуги, которые приумножили свои таланты, должны были выходить на рынок, заключать сделки и конкурировать, чтобы умножить то, что господин дал им. Их труд, помимо прибыли, приносил им и чувство исполненного долга. Посредством инвестиций они содействовали общему благу, а потому и получили похвалу от своего господина за свои усилия. За свою верность они получают приглашение «войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23).

Это приглашение войти в радость нашего Господа должно быть нашей основной мотивацией для работы. Мы слуги великодушного, любящего Господа, который приводит нас в отношения с Ним. Поэтому мы предлагаем все, что у нас есть и все чем мы являемся в ответ на Его милость к нам.

Назад