Мастер, исполненный Духом

Верно ли утверждение, что в Ветхом Завете Дух Божий сходил только на царей, пророков и священников?

И насколько справедливо представление, что жизнь «обычных израильтян» протекала без переживания присутствия Божьего и силы Духа?

Остановитесь на минутку и попытайтесь вспомнить, когда впервые в Библии говорится о человеке, исполненном Духом? Какие имена приходят вам в голову?

Возможно, вы удивитесь, что самое раннее упоминание о человеке, исполненном Духом Божьим встречается в 31 главе книги Исход. И речь идёт не о Моисее!

Господь сказал Моисею: «Знай: Я избрал Бецале́ла, сына Ури́, сына Ху́ра, из племени Иуды, и исполнил его Духом Божьим — дал ему мудрость и разумение, знание и мастерство во всяком деле, так что он владеет искусством работы по золоту, серебру и меди… (Исх. 31:1-4 РБО‬‬).

Кто такой Бецалел (или Веселеил — как это имя передано в Синодальном переводе)? Это ремесленник, мастер, человек, у которого был, как бы мы сейчас сказали, малый бизнес. Бог исполнил этого человека Духом, чтобы он мог создавать качественные и красивые вещи. Именно Бецалел назначен Господом, чтобы руководить работой по сооружению скинии. И тут перед нами встаёт вопрос: когда Бецалел был исполнен Духом?

Можно предположить, что Дух Божий сошёл на него только для выполнения задачи по сооружению скинии. Однако из самого текста Писания этот вывод не следует. Скорее даже наоборот: Бог указывает Моисею того, кого Он уже ранее исполнил Духом, и отмечает те компетенции, которые Бецалел приобрёл благодаря этому: мудрость и разумение, знание и мастерство. По всей видимости, тут использован обычный для древневосточных текстов прием параллелизма, когда два или более слова используются как средство усиления того, о чем идет речь. Переводя на современные термины, можно сказать, что Бецалел владел как необходимыми знаниями, так и технологиями изготовления сложных изделий. Добавим к этому умение обучать этому мастерству других и способность руководить работой большой группы профессионалов.

Сегодня мы бы сказали, что у Бецалела были «прокачены» как хард, так и софт-скилз. Любой, кто участвовал в сложной работе, требующей взаимодействия многих людей, знает, что этими навыками невозможно овладеть моментально: ты никогда не умел этого, но за тебя помолились — и ты сразу стал выдающимся мастером и отличным руководителем! Нет, все это приобретается долгим опытом. Дух Божий учил Бецалела в процессе того, как он занимался самым обычным, «мирским» ремеслом, а теперь он владеет необходимыми компетенциями, чтобы руководить работой по сооружению скинии.

Можно возразить, что пример Бецалела — это лишь исключение, подтверждающее правило. В конце концов, Бог заранее знал, что Ему понадобится Бецалел, потому в его жизни и было это особенное действие Бога. Но это еще не основание расширять такое представление вообще на любую работу»

Но все дело в том, что Бецалел не был единственным! Обратим внимание еще на два отрывка, связанных с этим сюжетом:

Господь дал ему, а также Оголиаву, сыну Ахисамаха, из племени Дана, умение обучать других. Господь открыл им искусство резьбы, искусство ткать ткани с орнаментом, разноцветные ткани из голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна, а также простые ткани — все искусства мастеров и умельцев. (Исх. 35:34-35 РБО)

Моисей позвал Бецалела, Оголиава и всех умельцев, которым Господь даровал мастерство, всех, кто желал приступить к работе. (Исх. 36:2 РБО).

Из этих двух отрывов мы видим, что Бецалел был судя по всему, он был самым выдающимся мастером, но далеко не единственным — были и другие люди, достаточно компетентные для выполнения сложных технологических работ. И Слово Божье подчеркивает, что именно Господь даровал этим мастерам нужные способности.

Еще раз отметим: текст Писания не позволяет сделать вывод, что эти способности были дарованы только на время работ по сооружению скинии. Странно думать, что сначала эти люди ничего не умели, потом соорудили невероятно красивый Дом Божий, и снова утратили все навыки. Гораздо логичнее предположить, что они и до того, как были призваны к работе над скинией, уже были известными мастерами. Их уже воспринимали как тех, кто был помазан Духом Божьим на изготовление красивых и сложных вещей. Подчеркну еще раз: помазание Духом на их работе люди ощущали и ранее — когда эти мастера изготовляли не священные предметы, а то, что требовалось в обычной жизни! Именно поэтому эти люди и были призваны к работе над скинией.

Аналогичный сюжет мы видим и в Новом Завете. Когда апостолам нужно было передать управление материальными активами общины кому-то другому, они выдвинули следующие требования:

Братья, присмотрите себе из вашего же числа семь человек: людей с доброй славой, разумных и исполненных Духа. И мы поручим это дело им… (Деян. 6:3 РБО).

Иначе говоря, люди, которых назначили управлять деньгами общины, уже были известны как люди «с доброй славой, разумные и исполненные Духа». Они не стали такими в момент рукоположения! И ранее они свойственную им мудрость и водительство Духом применяли в отношении других задач, не связанных со служением в церкви. И именно там, в общественной жизни и экономической деятельности, они и стяжали «добрую славу». А потом применили свои компетенции и в управлении общиной и ее ресурсами.

Вернемся к тем мастерам, о которых идет речь в книге Исход. Лично я уверен, что после того, как скиния была поставлена, их мастерство не исчезло. Напротив, работа над скинией обогатила их новым опытом и новыми компетенциями (не просто же так Господь указывает, что Бецалел должен их чему-то научить!). Более того, у них, как бы мы сегодня сказали, появилась новая строчка в резюме: человек, который участвовал в сооружении скинии, мог заслуженно пользоваться большим уважением от других.

И как вы думаете, что они сделали с этими навыками и репутацией? Они не могли строить еще одну скинию — нужна была всего одна! Естественно, каждый из них продолжил делать свой бизнес — ту деятельность, которой занимался до строительства скинии. Но, благодаря участию в этом проекте, каждый из них теперь имел более высокую квалификацию, а значит — мог иметь больше клиентов и требовать более высокую плату за свою работу!

Подведем итог. Пример Бецалела и других мастеров, призванных к работе над скинией, показывает, что исполнение Духом Божьим — как в Ветхом, так и в Новом заветах — связано не только со служением царей, пророков и священников, равно как и не только с церковным служением. Мы видим, как исполнение Духом проявляется:

 

— в глубоком понимании того, что неизвестно или мало известно другим;

— в умении работать с различными материалами (или, другими словами, в мастерском владении технологиями и инструментами);

— в умении передавать это мастерство другим — в данном случае учительский дар проявляется в сфере профессионального обучения;

— в умении организовать работу и руководить большим коллективом профессионалов.

Следует ли думать, что Бог подобным образом действует и сейчас? Безусловно. Если ваша работа связана с исследованиями, высокими технологиями, обучением других людей или управлением ими — Бог готов давать вам помазание на выполнение этих задач. И, если вы в процессе своей работы научитесь взаимодействовать с Богом, ваши коллеги и клиенты почувствуют «что-то особенное» в том, что и как вы делаете.

Стоит отметить и еще один важный момент: ваши дары, которыми Бог благословил вас для служения в профессиональной деятельности, могут и должны служить и для созидания церкви. Божий призыв к Бецалелу и другим мастерам построить скинию, равно как и призыв семи дьяконов в 6 главе книги Деяний — это призыв и к каждому профессионалу и предпринимателю внести свой вклад в созидание Тела Христова вообще и своей церковной семьи — в частности. Результатом такого включения станет и ваш профессиональный рост. Возможно, эту связь будет не так легко заметить. Но как духовный принцип это точно работает: мы участвуем в том, что дорого Божьему сердцу, а Он благословляет то, что важно для нас.