Почему создание материальных благ нельзя назвать эксплуатацией?

Часть 1

Роберт А. Сирико, священнослужитель

Оригинал

Мы все знакомы с различными стереотипами о бизнесмене с Уолл-Стрит, которому по дороге на вершину маленький мальчик чистит его ботинки, стоимостью пару тысяч долларов.

Самое распространённое мнение заключается в том, что никто не может достичь экономического успеха или материального достатка, не эксплуатируя тех, кто слабее. И, конечно, жадность является первым, что движет свободным рынком, как и во всем остальном, где есть человек. Однако, не это является сущностью свободной и живой экономики.

Значение прибыли

Мы часто слышим, что бизнесмены заинтересованы только в получении прибыли – единственное, что они могут получить от сделки.

Отстранитесь на минуты от общего мнения и спросите себя сами: «А следует ли вкладывать время, энергию, талант и материальные ресурсы в бизнес с целью получить убытки?» Для этого вы можете просто остаться дома.

Прибыль — это показатель того, чего вы достигли, и что нужно предпринимать, чтобы оставаться устойчивым. Противоположность прибыли — это убытки, и любой бизнес, который теряет деньги не может прожить долго. Более того, никакой бизнес или сообщество не может нормально функционировать, если тратит больше ресурсов, чем создает.

Получение прибыли – это показатель того, что все идет по плану, нужды клиентов удовлетворены, и наоборот: когда мы не получаем прибыль, что-то идет не так.

Творчество и талант, необходимые для прибыльности, проявляются в тех предприятиях, которые находят оригинальные способы сделать продукты и услуги доступными и привлекательными в цене, при этом покрывающими их собственные расходы и даже больше. Это компании, которые обслуживая своих клиентов, получают награду прямо в прямо во время процесса.

Прибыль и миф про нулевую сумму

Легко впасть в обман и начать верить, что один человек получает прибыль на рынке только если остальные теряют, и что если есть бедные люди, то должно быть потому, что богатые взяли больший кусок пирога, чем им положено, оставив бедным только крошки. Если все так, то самое очевидное решение это взять пирог силой и разделить его всем поровну.

Это теория «нулевой суммы», которая мешает людям поставить вопрос, что возможно решение проблемы бедности заключается в том, что нужно сделать пирог побольше. В разговорах со священнослужителями, которые придерживаются этой теории, я спросил, если прибыль является сомнительным предметом с точки зрения морали, значит ли это, что убыток, с точки зрения морали – поощряется?

Но что, если пирог не всегда был одинакового размера – одного и того же размера на протяжении вечности. Возможно, те, кто разбогател, стал богат не потому, что взял больше, чем ему полагалось; возможно (хотя бы иногда), он просто сделал больше, чем другие?

Если это так, то прибыль по своей сути аморальна не больше, чем потери — знак святости. Прибыль является показателем того, что бизнес использует свои ресурсы мудро, а убытки – наоборот. Это не значит, то прибыль и убытки являются всем для бизнеса, но они служат основными индикаторами, что бизнес служит своим клиентам в эффективном, устойчивом ключе.

Так что в следующий раз, когда вы увидите стереотип о злом, эксплуатирующем бизнесмене, помните, что зарабатывание прибыли на самом деле является хорошим делом, которое всем помогает, если ее получают честным путем.

Но как можно получать честную прибыль, помогая при этом окружающим? Я обсужу это в моей статье на следующей неделе.

Этот материал основан на главе Роберта Сирико «Моральный потенциал свободной экономики», которая является частью книги «Ради малых сих: библейское решение проблемы бедности».

 

Назад