Бизнес — призвание от Бога?

Готова ли церковь признать, что Бог призывает Своих детей в бизнес, также, как и к пасторскому служению?

Давайте внимательнее посмотрим на утверждения 3 и 4 Манифеста о создании материальных благ: 

3. Создание богатства — это святое призвание и данный Богом дар, который восхваляется в Библии.

4. Создатели богатства должны быть одобрены Церковью, а также оснащены и развернуты для служения на рынке среди всех народов.

Думаю, вы заметили: в фокусе внимания тот факт, что создание ценностей, т. е. бизнес – это святое призвание, которое должно быть подтверждено Церковью.

Этот Манифест – тот самый документ, в котором остро нуждалось Движение за веру и труд (FWM). 

Вот один из примеров

Меня попросили выступить в одной из американских семинарий во время их миссионерской недели. Семинар проходил в обеденный перерыв, был посвящен теме «Бизнес как миссия», в нем приняли участие порядка 70 студентов и сотрудников. И мы вели этот семинар в паре с опытным предпринимателем-миссионером.

В своем вступительном слове глава миссионерского центра семинарии рассказал о ценности бизнеса как платформы для миссионерской деятельности, а также о том, что это единственный способ попасть в некоторые регионы мира. И затем он попросил меня отреагировать на его слова. Честно говоря, я чувствовала себя крайне некомфортно и задавала себе вопрос, хватит ли у меня смелости сказать то, что мне нужно в данный момент.

Как можно более тактично я сказала, что подход «бизнес как платформа для миссии» является одновременно и устаревшей концепцией, и неудачной стратегией. Я рассказала о великолепном исследовании Марка Л. Рассела о «поддельных» компаниях и их последствиях. Вот только часть этих последствий: 

— потеря денег

— формирование у местных христиан ложного представления о миссии 

— «поддельные» компании демонстрируют, что христиане обманывают, а значит, нам нельзя доверять

В итоге формируется атмосфера подозрения и недоверия – не только по отношению к самим христианам, но и в отношении Евангелия.

К счастью, затем другой выступающий, описывая свой опыт создания «бизнеса как прикрытия для миссии» полностью подтвердил мои слова. Благодаря этому понял, что сам бизнес есть миссия, и начал строить настоящий (не «фейковый») бизнес. Успех его компании создал для него хорошую репутацию у клиентов, доверие местных властей, а со временем — возможность открыто общаться с сотрудниками, их семьями, клиентами и поставщиками и делиться Евангелием.

Важное предостережение о деньгах

Одна из причин непонимания, как бизнес может быть миссией, является плохая теология денег. Деньги считаются злом, и многие христиане с осторожностью относятся даже к тому, чтобы поднимать эту тему. Однако злом, согласно Библии, являются не деньги сами по себе, а любовь, привязанность к деньгам! В то время как мудрое распоряжение деньгами и другими ресурсами — прямая обязанность христианина.

В семинариях очень неохотно говорят о деньгах, и многие церковные лидеры передают ответственность за финансы на аутсорсинг другим членам общины. Более глубокое понимание церкви как рабочего места и денег (а также — здания, программ, и других ресурсов) как инструментов через которые Бог хочет действовать, может значительно повысить способность пасторов руководить общиной и снаряжать других христиан для служения там, где они поставлены. В том числе — помочь им противостоять искушению любви/привязанности к деньгам.  

Бог сотворил мир и все, что в нем есть. Он есть Владыка над всей землей, что включает экономику, политику и культуру  (Колоссянам 1:15-20). Во второй главе книги Бытие упоминаются минералы и руды. В течение первых одиннадцати глав Библии описан переход человечества от простых форм хозяйствования к созданию цивилизации. В Законе, который Бог дал Израилю, установлены, среди прочего, правила купли-продажи, управления землей и заботы о бедных, включая восстановление прав собственности.

Бог создал все таким образом, чтобы оно производило больше, чем необходимо. Это и есть богатство в его простейшем определении. Во Второзаконии есть предупреждение о богатстве, о том, что мы должны принять его как дар и помнить о Дающем:

И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим(Второзаконие 8:17-18)

Бог дает нам силу создавать богатство. Богатство здесь представлено как благо, даруемое Богом как знак его заветных отношений с людьми.

Но, когда пасторы не дают ясного библейского учения о деньгах и богатстве,  у христиан-профессионалов формируется представление, что Бог не заинтересован в их работе, их бизнесе или их богатстве. Работа, бизнес, деньги — все это становится «недуховным». А значит, не может служить Богу.

Создание богатства — это дар

Создавать ценности — это великий дар, и его следует использовать для почитания Бога и благословения других. Накопление богатства всегда осуждается в Библии, подобно истории, рассказанной Иисусом о богатом глупце, который хранил излишки зерна во многих амбарах, но никогда не имел возможности насладиться им, потому что не почитал Бога и не служил другим (см. Луки 12:13-21):

Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

К сожалению, мы, сидящие на церковных скамьях, слишком много слышим о богатстве, ведущем к жадности, а не о богатстве, которое делает нас способными благословлять других.

Нам нужно, чтобы наши богословские колледжи и наши церковные лидеры поддерживали тех, кто работает в бизнесе: создателей богатства и рабочих мест. Семинарии и пасторы должны проявлять творческий подход и стратегическое мышление, чтобы наилучшим образом сформировать, снарядить и высвободить христиан-профессионалов выполнять свое святое призвание — свою работу. В конце концов, это обязанность «апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей — снарядить Божий народ для дела служения» (Эфес. 4:11)! 

Власть влиять во благо

В конце библейского повествования предстает великолепная картина нового творения. Бог пребывает со Своим народом, и больше нет боли и плача. На новой земле находится великолепный город, построенный из прекрасных материалов и драгоценных камней.

И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. (Откровение 21:23-24)

Вот великолепная картина правильного использования богатства. Лидеры мира берут плоды добросовестной работы людей и предлагаются в дар Богу и Агнцу!

Здесь слышны отголоски того, как жила Ранняя Церковь:

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. (Деяния 2:44-45)

Я мечтаю увидеть преподавателей семинарий и пасторов, объединенных желанием снарядить Божий народ, чтобы каждый христианин мог эффективно использовать свои дары, чтобы христиане на рабочем месте могли переживать благословение и быть благословением для других. Чтобы они, высвобождая творческие ресурсы Бога, создавали богатство, показывая тем самым изобилие Божьего Царства, а также — Божью доброту и сострадание. 

Я мечтаю, что христиане, призванные к бизнесу, благодаря такому снаряжению получат больше возможностей оказывать влияние на нечестное и коррумпированное поколение бизнес-лидеров. 

Это библейское видение Царства Божьего. Мы видим, что это описано в Исаии 61 и процитировано Иисусом в Евангелии от Луки 4. Пусть на земле будет так же, как на небесах.

 

Автор Кара Мартин. В прошлом Кара работала в сфере управления персоналом в медиа и коммуникационных компаниях, занималась бизнес-аналитикой и стратегическим развитием организаций. В настоящее время читает лекции, преподает и консультирует лидеров в церкви, бизнесе и образовании. 

Оригинал на английском языке