Последствия коронавируса и блокировки: как это влияет на жизнь народов?

Матс Тюнехаг: есть две новости: хорошая и плохая. Как пандемия влияет на экономику

Есть все основания радоваться тому, что в нашем поколении произошел самый крупный в истории человечества прорыв в победе над бедностью. За время с 1990 года более миллиарда людей выбрались из экстремальной бедности, причем большая часть этих людей живет в Китае и Индии. Основной вклад в этот прорыв произошел не посредством благотворительности, а через бизнес. Развитие малого и среднего бизнеса — это ключевой элемент доброй новости. 

Плохая новость состоит в том, что по причине пандемии коронавируса, и принятых в связи с ней ограничений, мы рискуем столкнуться с серьезной глобальной неудачей. ООН, Всемирная Продовольственная программа, Международная организация труда, Международный институт исследования продовольственной политики, Бизнес-Швеция и другие организации рисуют ужасающие сценарии, которые ожидают нас в мировом масштабе. Порядка 50 миллионов детей могут оказаться в состоянии экстремальной бедности. Могут исчезнуть сотни миллионов рабочих мест. Порядка 30 стран с общим населением 260 миллионов человек стоят перед угрозой голода. Уже сейчас 2,7 миллиардов рабочих испытывают на себе последствия ограничительных мер. И наиболее уязвимой группой являются те, кто занят в неформальном секторе: только в одной Индии это 400 миллионов человек. В 20 странах Африки 50-70% населения останутся без денег и без пищи уже через 2 недели карантина.

Когда останавливаются продажи одежды у таких ритейлеров как H&M, в Бангладеш порядка двух миллионов человек остаются без работы. Их судьба очень точно описывается в одном из сообщений, которое я получил от своего друга из Мьянмы: «Локдаун для бедных людей, занятых в неформальном секторе, означает буквально следующее: нет работы, нет денег, а следовательно — нет еды. А поскольку государственная система социальной защиты отсутствует, то надежды на спасение не остается».

Очень может быть, что прав профессор Стэнфордского университета и недавний Нобелевский лауреат Майкл Левитт, заявивший недавно: «Очень может оказаться, что жертв в результате карантина и других ограничительных мер, окажется во много раз больше, чем то, сколько жизней мы сможем спасти благодаря этим мерам» [1].  

Перед лицом этих мрачных предсказаний есть еще одна хорошая новость! Люди и нации уже боролись с пандемиями, поднимались из бездонной нищеты и побеждали ужасные болезни. Итак, чему же мы можем научиться из их опыта? 

«В 1575 году Милан поразила эпидемия чумы. Городской епископ Карло Борромео (позже причисленный к лику святых) говорил о важности как действия, так и молитвы. Он использовал подход, который позже стал излюбленным правилом Дороти Дей и других: «Действуй так, словно все зависит только от тебя, а молись так, словно все зависит исключительно от Бога»[2]». 

У епископа Борромео был целостный взгляд на мир: он стремился в сотрудничестве с Богом и другими людьми ответить на физические, социальные, экономические и духовные нужды людей. Он побуждал богатых помогать бедным. Он создавал и поддерживал больницы и дома для изоляции больных. Он ввел политику социальной дистанции и уделял особое внимание заботе о детях-сиротах. Он проводил богослужения на улице, чтобы уменьшить риск распространения болезни. Но он также создавал рабочие места и поддерживал большое количество уволенных работников.

 

Борромео понимал, что чума — это не просто болезнь, а потому для ее решения недостаточно только медицинских действий. Потому он организовывал фонды, чтобы реагировать на наиболее острые нужды, такие как голод или болезнь. Он также искал достойные и долгосрочные решения, создавая рабочие места. Реагируя на проблемы, непосредственно связанные с болезнью, а также отвечая на социально-экономические потребности, он служил и духовному благополучию народа. Из его мировоззрения и целостного подхода к решению проблемы мы можем извлечь немало уроков.

Работа — это не только доход, который позволяет человеку жить и кормить свою семью. Это также вопрос человеческого достоинства. Какой наилучший путь помочь голодному ребенку? Дать работу его родителям! Благотворительность — это тоже важно, такого рода усилия необходимы, чтобы оказать немедленную помощь. Но долгосрочное решение проблемы требует смены парадигмы в мышлении и практике: от раздачи помощи — к созданию рабочих мест, от благотворительности — к коммерческим решениям. 

Существует необходимость изменить отношение к труду, сформировать восприятие работы как блага. Мы также должны признать, что бизнес – это призвание (от «vocare» — призвание). Бизнес имеет более высокую цель, чем просто средства к существованию или просто финансовые доходы.

«Предприниматели, менеджеры и все, кто работает в бизнесе, должны понимать, что их труд является истинным призванием от Бога. Их нужно учить откликаться на Божий призыв в духе истинных учеников. Поступая таким образом, они посвящают себя благородной задаче служения своим братьям и сестрам и созидания Царства Божьего.» [3] 

Подобно Борромео, мы также стремимся к целостному преображению людей и сообществ. Занимаясь бизнесом мы стремимся к осуществлению позитивных изменений сразу в нескольких направлениях, имея в виду различные заинтересованные стороны. 

Как утверждается в Манифесте «Бизнес как миссия» (2004): «Мы осознаем, что во всем мире есть нужда в создании как рабочих мест, так и компаний, конечной целью которых является четырехгранный результат: целостное позитивное преобразование в духовной, экономической, социальной сферах и окружающей среде». 

Мировоззрение имеет значение, а у идей есть последствия. Мы знаем слишком много примеров пропаганды разрушительных идеологий без должного внимания к последствиям этих идей. Особенно наглядно сравнение уровня жизни отдельных людей и целых государств с одинаковой культурой и языком, например, Северной и Южной Кореи или Восточной и Западной Германии. Мы также можем видеть, как такая потенциально богатая страна как Зимбабве превратилась из житницы Южной Африки в помойку. Богатая нефтью Венесуэла — еще один трагический пример того, как пренебрежение основными принципами созидания богатства буквально разрушило страну.

В конце 1970-х Китай отошел от катастрофической и убийственной для экономики социалистической политики Мао. Дэн Сяопин открыл страну для бизнеса и вывел страну на путь от бедности к процветанию. Он опирался не на некоммунистический, но на прагматичный подход, говоря: не имеет значения, черная кошка или белая, пока она ловит мышей. 

На противоположной стороне спектра мы видим Израиль. Небольшое государство с очень ограниченными природными ресурсами в окружении враждебно настроенных соседей буквально на наших глазах превратилось в мирового лидера инноваций. Еще один пример — Сингапур, бедная страна, получившая независимость в 1965 году. Сингапур во многом брал пример с Израиля. И сегодня это — еще одна страна, являющаяся мировым лидером, очень хорошо организованная, безопасная, зеленая, чистая и процветающая. 

Мы должны понимать последствия пандемии коронавируса и мерах изоляции, принятых в связи с этой пандемией. И нам нужно учиться у прошлого, как из успешных историй, так и неудач: от Борромео до Сингапура и Ли Кван Ю, лидера этой страны на протяжении десятилетий. [6] Нам нужно подчеркивать ценность труда и бизнеса, показывать силу труда для восстановления и созидания процветания и богатства. Нам нужно «трудиться и молиться» (ora et labora — лат. — девиз св. Бенедикта, основателя западного монашества).

Как говорится в «Манифесте о создании материальных благ» (2017): «Щедрое распределение материальных благ поощряется в Писании. Однако до тех пор, пока богатство не создано, им невозможно делиться и нечего распределять. Создания материальных благ через бизнес имеет своей целью не только благотворительность, хотя это и приветствуется; бизнес сам по себе имеет ценность, поскольку создает средства для материального обеспечения, и может служить механизмом положительных изменений в обществе. Бизнес обладает особым потенциалом создавать материальное богатство, но также благодаря бизнесу создаются и другие блага, в которых нуждаются люди: социальное, интеллектуальное, физическое и духовное богатство. Правильно организованный бизнес обладает уникальной силой поднимать людей и нации из состояния нищеты, что доказано множеством примеров. Создание материальных благ всегда должно сопровождаться справедливым распределением, заботой о бедных…» 

Мы знаем, что бизнес может быть мощным агентом позитивных изменений, содействующих общему благу. Как сказал Папа Франциск, «Бизнес — это священное призвание, направленное на создание блага и улучшение мира. Он может быть источником процветания в той сфере, в которой этой бизнес действует, особенно если бизнесмен рассматривает создание рабочих мест как неотъемлемую часть служения общему благу» [8] 

Потребность в бизнесах, прославляющих Бога и служащих людям будет возрастать во время и после пандемии.[9] Нам нужно продолжать утверждать, снаряжать и мобилизовывать мужчин и женщин, молодых и старых, на всех континентах, чтобы создавать, взращивать и перестраивать бизнес, чтобы он служил Богу и содействовал общему благу. Также необходимо выстраивать экосистему лидеров бизнеса, правительства и гражданского общества, которая содействовала бы восстановлению здоровья и созданию материальных благ. Церковь является частью такой экосистемы. В этой связи позвольте мне завершить свое выступление призывом из Манифеста о создании богатства: «мы призываем церковь признать, что создание материальных благ – ключевой вопрос в осуществлении миссии по целостному преобразованию жизни как отдельных людей, так и целых народов». 

Оригинал на английском языке

[1] “The Worldwide Lockdown May Be the Greatest Mistake in History”, by Dennis Prager. https://www.realclearpolitics.com/articles/2020/05/05/the_worldwide_lockdown_may_be_the_greatest_mistake_in_history_143119.html 

[2] Catholicism in the Time of Coronavirus, by Stephen Bullivant Word on Fire, 2020

[3] Vocation of the Business Leader, published by the Pontifical Council for Justice and Peace

[4] Манифест «Бизнес как миссия» 

[5] См. Дэн Сенор и Сол Сингер. Нация умных людей. Карьера-Пресс, 2016. 

[6] См. Ли Кван Ю, Из третьего мира — в первый. История Сингапура (1965–2000). МИФ, 2020

[7] Манифест о создании материальных благ

[8] Энциклика Папы Франциска «Laudato si’» (О заботе об общем доме)

[9] См. также Пандемия коронавируса и «Бизнес как Миссия». Семь вещей, которые следует делать.