Труд как служение ближнему

«С моей точки зрения, профессиональный труд и бизнес – это возможность исполнить заповедь о любви к ближнему. Когда мы хорошо выполняем свою работу, мы начинаем любить «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18)». Эти слова принадлежат одному знакомому старообрядцу. Небольшая группа христиан, принадлежащих разным конфессиям, обсуждала, какое место занимает труд в христианском мировоззрении и образе жизни. Дискуссия была довольно жаркой, пока не была произнесена фраза, приведенная выше. Мы все замолчали, потому что поняли: в наших рассуждениях мы упускали едва ли не самое главное. Любить ближнего – это одна из ключевых заповедей Писания. И мы не можем в полной мере исполнить ее, если не превратим наш повседневный труд в служение любви. Когда наш товарищ произнес эту фразу, многое встало на свои места. В том числе, стало понятно, что позволило старообрядцам, несмотря на преследования со стороны государства и официальной церкви, стать ведущей экономической силой Российской империи. Накануне революции 1917 года порядка 80% торгового капитала России (а в значительной степени – и промышленного) была в руках старообрядцев.   

Труд как служение любви – это не только о том, когда христиане делают что-то друг для друга или для других на безвозмездной основе. Благотворительность и волонтерское служение – тоже важное проявление христианской любви. Но в разговоре речь шла именно о профессиональном труде, о работе, которую человек выполняет на возмездной основе, получая за нее соответствующую плату. Автомеханик починил мой автомобиль. Преподаватель английского языка научил моих детей общаться с иностранцами. Компания Apple разработала, произвела и продала мне компьютер, на котором я пишу эти строки. Каждому из них я заплатил деньги за их труд. Это – понятные экономические отношения. Но при чем тут любовь?

На этот вопрос есть, по меньшей мере, два ответа: экономический и эмоциональный.

Экономический ответ лучше всего проиллюстрировать примером, который приводит Адам Смит (тот самый, с которого началась современная экономическая наука) в своей книге «О причинах богатства народов». Он использует пример с производством самых обычных булавок. Далее будут просто фантастические цифры, потому хочется сразу предупредить скептиков, что Смит не выдумал этот пример «для красного словца», а честно переписал его из «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера (причем, с последним он был знаком лично). В «Энциклопедию» попадали только тщательно проверенные факты… Это вам не Википедия.

Так вот, один ремесленник, в зависимости от квалификации, за день может изготовить от 1 до 20 булавок. А что произойдет, если эту работу будут выполнять 8 рабочих (квалификация которых точно ниже, чем у любого ремесленника), поручив каждому при этом выполнять только строго определенную часть работы? Сколько булавок смогут они изготовить за 1 день? Сколько я ни спрашивал слушателей в разных аудиториях, какой результат при этом получался, пока никто не угадал. Не буду вас мучить: при такой организации труда за рабочий день получается 48000 булавок! Сравните это с результатом 8 даже лучших ремесленников (каждый по 20), и, как говорится, почувствуйте разницу! 

Какое отношение все эти булавки имеют к нашей жизни? Самое прямое! Представьте, что Вам самим надо ремонтировать свою машину, выращивать еду, учить детей, шить одежду… У любого человека не останется сил ни на что больше, да и эти задачи будут выполнены хуже, чем если бы это сделали профессионалы. Другими словами, когда кто-то берет на себя выполнение какой-то, нужной мне, работы, я в итоге получаю более дешевый и более качественный результат! Да, я оплачиваю работу этих людей, но я бы заплатил много больше (и не только деньгами), если бы все пришлось делать самому. Более того, благодаря их труду у меня высвобождается время, чтобы заниматься тем, что я умею делать лучше других – и тем самым, тоже могу служить людям своими дарами!

Предлагая другим людям результаты своего труда и получая за это соответствующую плату мы делимся с ними своей любовью! Экономическое обоснование тезиса показывает, почему так важно платить за те товары и услуги, которые мы получаем – в том числе, от своих братьев и сестер по вере. Это относится и необходимости достойной оплаты труда пасторов и проповедников – конечно, если мы хотим, чтобы они были настоящими профессионалами и выполняли свою работу на должном уровне.

Эмоциональный аспект работы как проявления любви каждый из нас испытывал на себе. Мы можем легко вспомнить множество случаев, когда труд другого человека дает нам пережить мгновение счастья. Хорошо приготовленный кофе, помощь мерчендайзера в магазине, совет специалиста, как поступить в нестандартной ситуации. Конечно, во всех этих случаях мы лично соприкасаемся с тем, кто оказывает нам услугу. Но ведь похожие чувства мы испытываем и тогда, когда держим в руках действительно хорошо сделанную вещь! Или – другой пример. Я каждое утро делаю зарядку в парке недалеко от дома. И каждый раз испытываю глубокую благодарность тем людям, которые поддерживают этот парк в порядке: стригут траву, убирают мусор, ремонтируют то, что сломалось… Эти люди не знают обо мне, и я совсем не уверен, что они испытывают теплые чувства к посетителям, убирая те горы мусора, которые мы там оставляем. Но для меня их труд – реальное проявление любви ко мне, и каждое утро я благодарю Бога за этих людей и их работу. У Вас, возможно, подобные чувства возникают совсем по другому поводу, но согласитесь, очень часто за этими переживаниями стоит труд людей, с которыми Вы не знакомы и даже не пересекаетесь! Тем не менее, их труд дарит нам радость – разве это не служение, в котором деятельно выражается любовь? Верно и обратное: когда мы сталкиваемся с небрежным обслуживанием и плохо сделанной работой, мы переживаем это как проявление неуважения лично к нам, хотя, скорее всего, эти люди про нас совершенно не думали. И точно не собирались нас унижать.

Мне кажется, тысячу раз прав мой знакомый, говоря о том, что профессионально выполненная работа есть уже служение любви. В нашей стране именно такой любви особенно не хватает. И было бы очень хорошо, если бы в наших церквях почаще звучали слова о том, что любить надо «не словом или языком, но делом и истиною». И в первую очередь – делать это там, где мы работаем.

Михаил Дубровский

Интернет-газета “Мирт”