Труд как священнодействие

При каких условиях труд становится священнодействием? Почему недостаточно «просто хорошо работать»?

«Зачем говорить о том, что профессиональный труд должен быть священнодействием? Разве недостаточно просто хорошо работать?» Такие возражения можно услышать довольно часто. Вопрос заслуживает того, чтобы попробовать с ним разобраться.

Апостол Павел призывает нас «делать все, как для Господа» (Кол. 3:23).

Включает ли это «все» в том числе и профессиональный труд?
Безусловно!

Означает ли, что «делать работу, как для Господа» – значит делать ее максимально качественно, в соответствие с профессиональными нормами и соблюдая сроки выполнения работы?
Однозначно!

Но можно ли утверждать, что «выполнить работу, как для Господа» сводится только к этим требованиям?
Честно говоря, не думаю.

Я знаю людей, которые не являются христианами, но их отношение к труду соответствует самым высшим стандартам! Хорошо выполняя свою работу, они стремятся повысить уровень дохода, реализовать свои мечты, максимально полно раскрыть свой потенциал. Многие искренне хотят сделать наш мир лучше. Но они точно не нацелены «делать свой труд, как для Господа».

Качество японских автомобилей и электроники, продукция компании Apple, сервисы Google – вот только некоторые из общеизвестных примеров высокопрофессионального труда. Но, даже если в этих компаниях и работает некоторое количество посвященных христиан, основатели и руководители этих компаний христианами не являются. И вряд ли согласятся с тем, что они «работают, как для Господа». Иными словами, хорошо выполненная работа есть необходимое условие труда «как для Господа», но явно недостаточное!

Быть священником – значит открывать Божью любовь тем, кто ее еще не знает. Чтобы человек поверил в Божью любовь, он должен увидеть эту любовь в нас, Его последователях. Хорошо выполненная работа, конечно, тоже является выражением любви. Но более всего любовь познается в отношениях.

Именно поэтому Бог стал Человеком. Именно поэтому Иисус не только Сам жил безгрешной жизнью, но «ел и пил с мытарями и грешниками». В литературе по богословию труда можно встретить термин «искупительные отношения», который означает, что христианин действует согласно Нагорной проповеди (и Нового Завета в целом) не только в рамках церковной общины, но и своего рабочего места.

Готовы ли мы «пройти вторую милю», доделывая работу за другого? Применяем ли мы требования «благословлять проклинающих» по отношению к разгневанному клиенту? Возмущаемся ли мы несправедливой (на наш взгляд) оплатой труда – как те работники в винограднике, о которых рассказывал Иисус (Мф. 20)? Научились ли мы «не судить» (Мф. 7:1-5) наших коллег, которые пьют, курят или изменяют своим супругам? Как много времени мы уделяем молитве за нужды тех, с кем мы вместе работаем? И молимся ли мы за процветание той компании, благодаря которой имеем доход?

Не так много христиан отвечают положительно хотя бы на часть этих вопросов. По какой-то причине мы ограничили сферу применения требований Нового Завета только рамками церковной общины, в то время как никаких оснований для такого ограничения Слово Божье нам не предоставляет.

Исполнение этих заповедей в повседневной жизни потребует совсем другого отношения к своей работе и тем людям, с которыми и для которых мы работаем. И это может стать для нас первым шагом к тому, чтобы они увидели в нас любовь Христа. Искупительные отношения не искупают плохо выполненную работу. Так же, как и качество продукта или услуги не заменит человеческого участия. Это две стороны Божьей любви, и мы должны явить людям обе.

Я хорошо понимаю тех, кто предлагает не уходить в рассуждения о священнодействии в труде и ограничиться тем, чтобы учить христиан по-настоящему профессионально выполнять свой труд. На сегодняшний день отношение христиан к качеству работы не дотягивает даже до среднего уровня принятых в обществе норм, не говоря уже о том, чтобы претендовать на то, чтобы задавать стандарты профессионализма и качества.

Почти в каждой общине можно услышать, как христианин-предприниматель говорит: «Я не хочу брать к себе на работу людей из нашей церкви». Можно даже не спрашивать, почему. Ответ всегда один и тот же: «Христиане не хотят и не умеют работать!»

Такое отношение к профессиональному труду отрицательно влияет на отношения внутри общины и существенно ослабляет наше свидетельство о Христе. Ситуацию, безусловно, надо исправлять, и чем быстрее, тем лучше. Однако я не согласен с тем, что исправить ее можно путем понижения библейских стандартов.

Библия требует от христиан делать работу не просто очень хорошо. Мы должны трудиться «как для Господа», что включает и самые высокие стандарты качества, и искупительный подход по отношению к людям, с которыми и для которых мы трудимся. И когда мы «одно делаем, и другого не оставляем», профессиональный труд превращается в священнодействие.

Михаил Дубровский

Интернет-газета «Мирт»