Возвещение совершенств Бога
Что на самом деле имеет в виду апостол Петр?
«Я всегда понимал, что бизнес может и должен быть служением, что это – библейский подход. Но мне постоянно приходилось прорываться через негатив привычного для христиан отношения к бизнесу и труду как «мирскому» занятию».
Человека, который это сказал, невозможно упрекнуть ни в недостатке посвящения Христу, ни в безразличии к церкви, ни в духовной незрелости. Он произносит эти слова очень спокойно, никого ни в чем не обвиняя. Но от спокойного тона диагноз, который он ставит, не становится менее суровым: современная церковь не рассматривает профессиональную деятельность как пространство священнодействия.
Еще раз вернемся к словам апостола Петра о всеобщем священстве. Петр пишет, что Бог призвал нас быть «царями и священниками», чтобы «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в Свой чудный свет» (1 Пет. 2:9).
Зададимся вопросом, как именно происходит (или должно происходить) это возвещение совершенств Бога?
На ум сразу приходит привычный ответ – через проповедь Евангелия. Ответ, безусловно, правильный… если только мы не сводим Радостную весть исключительно к рассказу о том, что сделал для нас Христос.
Проповедь – это не только слова! Слова, конечно, важны: без объяснения того, что произошло благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа, люди не смогут обрести отношения с Богом. Без наставления в вере христиане будут оставаться младенцами, неспособными к зрелым и ответственным действиям.
Однако возвещение Евангелия – это не только проповедь и учение. Совершенства Бога становятся видимыми через изменение жизни тех, кто следует за Христом. И наша профессиональная деятельность занимает в этом далеко не последнее место!
В Нагорной проповеди Иисус призывает нас к добрым делам, чтобы «люди прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5:16).
Что такое «добрые дела»? Идет ли речь только о делах милосердия? Разве красивый и функциональный сайт, хорошо (и в срок!) выполненный ремонт в квартире или стильная прическа не является таким добрым делом? Неужели мы никогда не слышали, как довольный клиент (скорее всего, не являющийся членом церкви), расплачиваясь за работу, искренне произносит: «Слава Богу за Ваш труд!»?
Наш Бог – Творец. Его слава проявилась в красоте цветов и деревьев, в гармоничном устройстве природы, в том, как тонко настроены все процессы в мире – как базовые константы Вселенной (вспомним антропный принцип), так процессы в живых организмах. «Небеса проповедуют славу Божью», – восклицает Давид. А позже дополняет: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен!» (Пс. 18:2 и 138:14).
Мы сотворены по Его образу, и человек возвещает славу Творца, в том числе, когда создает сады и парки, строит города и мосты, познает тайны мироздания (Пр. 25:2), конструирует устройства, позволяющие быстро перемещаться на огромные расстояния или обрабатывать информацию, сочиняет музыку и пишет картины. Любой профессиональный труд может быть «возвещением славы Призвавшего нас из тьмы в Свой чудный свет», если мы совершаем этот труд вместе с Ним!
Есть и еще один немаловажный аспект обсуждаемой проблемы. У всех людей разные дары и таланты. И далеко не все могут хорошо говорить.
В наших церквях есть люди, которые делают удивительные вещи руками, пишут сложные программы, являются умелыми хозяйками и гениальными воспитателями детей. Но совсем не ораторами. Их пугает перспектива публичного выступления или необходимость вступить в разговор с незнакомым человеком. Когда «возвещение славы Божьей» сводится исключительно к проповеди словами, они чувствуют себя «христианами второго сорта».
Эти верные Христу люди несут свет тем, с кем и для кого они трудятся, а потом они приходят в церковь и, вместо радости о Господе, испытывают чувство вины, что они, якобы, «мало свидетельствуют»! Церковная община, вместо того чтобы помогать таким людям достигать все более целостной жизни, поддерживая их служение в мире, становится местом формирования комплекса неполноценности…
Часть людей в результате отказываются от своего призвания, «чтобы больше было времени для служения Господу». Точнее – для религиозной деятельности.
Другие, напротив, отдаляются от активного участия в церковной жизни, тем самым сохраняя себя для профессионального служения. И лишь немногие – как тот человек, чьи слова я привел в самом начале заметки, соглашаются жить под постоянным давлением, стараясь удерживать и посвящение своему профессиональному призванию, и активное участие в жизни церковной общины.
Отказываясь признать, что профессиональный труд может и должен быть священнодействием, мы лишаем большую часть жизни ее духовного смысла, а в результате получаем незрелых христиан и неэффективную миссию. Возможно, пришло время пересмотреть привычное понимание слов апостола Петра?