Зачем работать в раю?

Когда я уверовал, мне рассказали, что рай – место бесконечного отдыха от земных трудов.

На мой вопрос, как будет выглядеть этот отдых, мне ответили, что это будет бесконечное воспевание хвалы Богу. Я помню, что мне такая перспектива показалась ужасно скучной: музыка – это, конечно, прекрасно, но только если она сочетается с чем-то еще… Но другого объяснения никто не предложил, и мне оставалось утешать себя тем, что Бог меня любит, и если жизнь в этом мире настолько интересна, вряд ли в Вечности нас ожидает скука. Лишь много позже, когда я немного разобрался с тем, что Библия говорит о рае, у меня стала складываться более привлекательная картина…

Во-первых, стоит вспомнить важный библейский принцип: первые главы книги Бытия описывают мир таким, каким он был задуман Богом. Иными словами, если мы хотим понять, что такое, к примеру, семья, нам надо смотреть не на то, как она выглядит сейчас. И даже не на семью Авраама, Давида или других библейских героев. Божий замысел о семье показан «в начале», при сотворении (вспомним, именно так аргументировал Свое учение о браке Иисус – см. Мф. 19:4-8). Этот подход справедлив и в отношении других вопросов. В том числе, и по отношению к раю.

Вот как описана райская жизнь во второй главе книги Бытие:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт. 2:8; 15).

Зачем Бог поместил человека в рай? Верно, вы не ошиблись: чтобы возделывать этот сад и заботиться о нем! Иными словами, чтобы работать! Давайте задумаемся: Бог сотворил прекрасный мир (Быт. 1:31), а в этом прекрасном мире Он буквально «собственными руками» насадил сад, который был еще более прекрасен, чем все остальное. Во всяком случае, описание Едема в Быт. 2:8-14 позволяет сделать вывод о невероятной красоте, гармонии и изобилии этого места. Зачем же тогда работать?

Мы привыкли, что цель труда – добыть средства к существованию. Но если все, что тебе нужно, и так растет – зачем трудиться? Заметим при этом, что человек – единственное из творений, которому Бог повелел трудиться: все остальные получают необходимое для жизни без труда. Так было до грехопадения (Библия просто фиксирует, что Бог дал «зелень травную» в пищу всем животным, без необходимости эту пищу как-то «добывать»), так осталось и после греха: и в Псалмах, и в словах Иисуса мы находим подтверждение тому, что ни животные, ни птицы «не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).

Очевидно, что смысл труда – далеко не только в восполнении необходимых нужд. Вспомним, Бог сотворил человека «по образу и подобию Своему» (Быт. 1:26). Бог трудится, а потому и человеку Он заповедал трудиться, потому что только через труд в нас раскрывается заложенный Богом образ. Повеление трудиться, заботиться о саде, возделывать землю – это привилегия, в которой Бог возвышает человека до Своего уровня, предоставляя нам возможность участвовать в Его творческом труде. Именно поэтому Адам в раю должен был трудиться. Именно поэтому труд, хотя бы отчасти, остается способом пережить сопричастность Творцу даже после грехопадения. И я уверен: в Вечности нас ожидает не безделье, а со-творчество с Богом по «возделыванию» новой земли. Нас ожидает труд, в процессе которого в полной мере раскроется та слава, которую Бог вложил в нас.

Такое понимание рая заставляет пересмотреть наш взгляд на ту работу, которой мы занимаемся на этой земле. Грех не может отменить Божий замысел. Да, жизнь в нашем мире отягчена злом, каждый аспект жизни, включая труд, отмечен печатью разложения и смерти. Но это не означает изменение самой природы Божьего творения: в своей сущности мир остается благим, поскольку он сотворен Богом. И Воплощение Христа свидетельствует, в том числе, и о благости Божьего мира. А значит, грех не мог изменить Божьего замысла о труде. Если заповедь трудиться была дана не только и даже не столько для того, чтобы Адам мог добыть средства к существованию, то и сегодня это остается так. Человеческий труд сегодня, каким бы тяжелым и рутинным он ни был, есть проявление нашего богоподобия. А потому он имеет смысл, причем, не только в этом мире, но и в Вечности. С той лишь разницей, что в грядущем мире труд, как и все остальное творение, будет освобождено от пут греха.

П. С. Теперь мне кажется, что та картина рая, которую нарисовали передо мной в самом начале моего христианского пути, была не столь уж далекой от истины. Разница лишь в том, что «воспевать Богу хвалу» мы можем не только в песнях, такой хвалой может и должен быть любой труд, в котором проявляется красота, мудрость, сила и любовь Бога.

Михаил Дубровский

Интернет-газета «Мирт»