Бог как Предприниматель

«Иерархия призваний»: что не так с привычным представлением о служении?

В начале сотворил Бог… Бытие 1:1

На протяжении истории в христианском мировоззрении сложилась своеобразная «иерархия призваний». На вершине находятся те, кто откликнулся на «Божий призыв»: это, прежде всего, миссионеры, а также — те люди, которые посвятили себя «служению полного времени» или, говоря другим языком, работают и получают зарплату в церкви.

Где-то на самом дне этой иерархии традиционно находился торговый класс, или, как мы их называем сегодня, предприниматели. Как выяснила Barna Group1 в ходе опроса, проведенного в этом году:

…лишь очень немногие христиане верят, что они действительно призваны Богом делать то, что они делают. Эти данные бросают вызов популярному христианскому пониманию карьеры как призвания, поскольку большинство христиан в США, похоже, не думают о своей работе с точки зрения призвания.

Зато такая картина вполне согласуется с тем, чему веками учила церковь. На протяжении большей части христианской истории многие виды коммерческой деятельности были либо под полным запретом, либо считался предосудительным. Даже Мартин Лютер в своем трактате 1524 года «О торговле и ростовщичестве» выступал против внешней торговли и торговли тем, что он называл вещами, «не служащими никакой полезной цели» 2.

Следы этого мышления все еще присутствуют в семинарских программах, как показал отчет Института Эктона. А из семинарий такой взгляд на бизнес перекочевывает за церковные кафедры и в библейские школы. Нам нужно лучше понимать, что такое предпринимательство и чем занимаются предприниматели, и учить этому будущих (да и действующих!) служителей.

Предприниматели — это подлинные творцы. Творческий процесс у большинства людей вызывает благоговение и восторг. Мы справедливо восхищаемся великими произведениями искусства: роспись Сикстинской капеллы или Тайная Вечеря действительно потрясают и заставляют по-новому посмотреть на свою жизнь. Но как часто мы совершенно упускаем из виду творческий акт, необходимый для создания и успешного функционирования коммерческого предприятия!

Предприниматели — это творческие люди. Они часто так же увлечены тем, что делают, как и художники, но ими также владеет страсть служения нуждам людей. Существует стереотипный (и сало имеющего общего с реальностью) голодающего художника, творящего только для того, чтобы выразить себя, реализовать творческий порыв. Предприниматель не может позволить себе роскошь жить только ради самореализации. Он должен быть уверен, что его творение служит ближним, иначе он просто не предприниматель.

Предпринимательский творческий акт требует от человека многого:

1. Нужно уметь смотреть на мир и видеть проблему, неудовлетворенную потребность.

2. Нужно уметь визуализировать возможное решение. И часто это решение, которое другие презирают и высмеивают. Чаще всего, это решение требует совершенно другого подхода, другие пока просто не видят. Например, кто двадцать лет назад мог предвидеть, что сформируется массовый рынок беспроводных портативных телефонов или компьютеров? Еще совсем недавно это было в области научной фантастики, а не бизнеса!

Я не говорю, что предприниматели в каком-то смысле ближе к Богу, просто потому что они предприниматели. Но предпринимательский процесс требует определенных качеств, и это возможно благодаря тому, что мы созданы по образу и подобию Божьему.

Чтобы создать что-то действительно полезное, мы должны творить так, как это делал Бог, творить для других. Бог создал мир, людей и вселенную, в значительной степени, для нас с вами. В Книге Бытие 1:27-30 Бог говорит, что Он дал человеку власть над всем творением, чтобы человек «владычествовал и обладал» этим миром. Затем Бог повторяет этот наказ Ною в Бытие 9:1-3.

То же самое можно сказать и о предпринимателе. Чтобы создать что-то долговечное и ценное, предприятие должно служить другим, приносить им пользу, каким-то образом делать жизнь более приятной и легкой. Тот, кто создает что-то исключительно для себя, занимается хобби, а не бизнесом! Бизнес служит нуждам ближних и меняет мир, делая его хотя бы немного лучше.

Первое, что Библия говорит нам о Боге, — это то, что Он — Творец. «В начале сотворил Бог…». Наш мир одновременно и художественно красив, и является сложной сбалансированной системой. Оба этих аспекта настоящего творчества присущи как Божественному творческому акту, так и нашему творчеству — и в искусстве, и в бизнесе!

1 Barna Group — одна из ведущих исследовательских организаций, исследования которой направлены на изучение современного состояния христианства (главным образом — на материале церквей США). Прим. переводчика

2 Справедливости ради следует отметить, что Лютер выступал не против торговли как таковой, а против торговли предметами роскоши (которые ввозились, главным образом из-за границы — именно поэтому порицание внешней торговли), ради приобретения которых князья и знать облагали все более высокими налогами своих подданных. Иначе говоря, такая торговля скорее препятствовала, чем способствовала развитию местной экономики. Прим. переводчика

Оригинал статьи на английском  

Автор Доктор Брайан Баугус — доцент кафедры бизнеса, лидерства и менеджмента в Риджентс-университете в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния. Ранее работал в банковской сфере, консалтинге и правительстве.