«Дело веры»: что делает компанию христианской?

«Христианский бизнес»: чего Бог ждет от предпринимателей?

О некоторых из крупнейших компаний в Соединенных Штатах говорят как о «христианских», что иногда становится поводом для обсуждения в новостных лентах. Такие компании как Chick-fil-A, Hobby Lobby, Forever 21 и некоторых других подверглась тщательному изучению на том основании, что якобы в основе их деятельности лежит христианская вера.

Некоторые компании были идентифицированы как «христианские» внешними наблюдателями на основании христианских убеждений собственников и/или топ-менеджеров этих компаний. Другие сами открыто заявляют о своей приверженности христианской вере, например, печатая библейские стихи на упаковке своих товаров, не работая по воскресеньям или включая христианскую музыку в магазинах. Все это может быть отличным свидетельством о Господе, правда, только в том случае, если слова соответствуют делам.

Но это ли делает бизнес по-настоящему христианским?

Что значит «бизнес по-христиански»?

Существует ли на самом деле «христианский бизнес»? На мой взгляд, вопрос надо поставить иначе. Дело не в том, есть ли у нас христианский бизнес, а в том, есть ли у нас настоящие предприниматели-христиане. Есть ли те, для кого бизнес — это способ воплощения христианских убеждений?

Давайте попробуем определить, что такое «христианский бизнес»? Означает ли это, что собственники и топ-менеджеры являются христианами? Или это означает, что все сотрудники поставили свою подпись под исповеданием веры? Или это значит, что вы продаете только христианские товары? Включаете христианскую музыку в помещении? Размещаете библейские цитаты на упаковке?

Все это может быть важным. Но прежде всего, нужно вспомнить, зачем мы занимаемся бизнесом. Нужно сосредоточиться на самой важной части деятельности компании: наш бизнес должен быть хорошим бизнесом. А лучший бизнес — это прибыльный бизнес. Прибыль показывает, что мы действительно удовлетворяем потребности наших клиентов!

При этом и прибыль можно понимать по-разному.

Мой друг Стив Гарбер, основатель Вашингтонского института исследования веры, призвания и культуры, консультирует руководителей нескольких крупных корпораций. Его задача — помочь им сочетать свои христианские убеждения с тем, как они управляют своими компаниями. Один из вопросов, которые Стив задает своим клиентам, звучит так:

Можем ли мы найти такой путь развития бизнеса, который приводит не только к росту прибыли акционеров, но приносит выгоду и акционерам, и другим заинтересованным людям, и при этом не вредит природе? Иначе говоря, можем ли мы иметь в виду и прибыль, и людей, и планету? И, таким образом, более целостно оценивать рентабельность нашей деятельности?

Гарбер считает, что библейские принципы могут и должны влиять на то, как мы ведем бизнес. Наш подход к бизнесу показывает глубину нашей веры. Подлинная вера должна способствовать отказу от эгоцентричных, неэтичных и краткосрочных тактик получения прибыли. И вместо этого сосредоточиться на устойчивости нашей бизнес-модели, на служении другим людям, на бережном отношении к природе, и, в конечном счете, на рентабельности в долгосрочной перспективе.

Вера, проявленная в труде

Христиане-предприниматели должны стремиться воплощать свою веру в своей работе. Это, в частности, означает:

— Обеспечение высокого качества обслуживания клиентов;

— Честность при совершении сделок;

— Эффективное использование ресурсов;

— Высокое качество производимых товаров и услуг;

— Уважительное отношение к каждому сотруднику;

— Стремление служить другим и содействовать общему благу.

Конечно, эти требования применимы к любому предпринимателю, не только к христианам. Но поскольку мы посвятили себя тому, чтобы служить Богу и жить в соответствие с Писанием, нам нужно быть особенно внимательными к тому, как мы ведём дела.

В Послании к Титу Павел пишет, что Христос пожертвовал собой за нас, «чтобы уверовавшие в Бога посвятили себя добрым делам. Все это хорошо и полезно (в английском переводе «выгодно») людям». (Тит. 3:8 НРП). Поскольку Христос спас нас и изменил наши сердца, Павел призывает нас использовать свои силы для благополучия и обновления остального мира.

Христиане-предприниматели имеют уникальную возможность влиять на общество через товары и услуги, восполняющие нужды клиентов, создавая рабочие места и способствуя общему благосостоянию своих сообществ. И через это способствовать распространению в мире Царства Божьего.

— Делать бизнес «по-христиански» — значит стремиться укреплять положительную репутацию своей компании.

— Делать бизнес «по-христиански» — значит развивать корпоративную культуру, основанную на библейских принципах.

— Делать бизнес «по-христиански» — значит создавать то, в чем действительно нуждаются клиенты.

Христианин-предприниматель может это делать, даже не заявляя, что его бизнес является «христианским».

В своей книге «Искупительный закон» Майкл П. Шутт вспоминает собственный опыт молодого юриста, который стремился соединить свою веру со своей юридической практикой.

Мне хотелось быть кем-то большим, чем просто христианином, разбирающимся в законах. Я стремился быть юристом-христианином, тем, чья вера выражалась бы в том, что и как я делаю.

То же самое верно и в отношении предпринимателя. Вместо того, чтобы спрашивать: «Должна ли моя компания быть христианской?», давайте задумаемся, как можно вести бизнес более библейским образом? Что я могу и должен сделать, чтобы другие люди задавали вопрос: «Чем отличается эта компания отличается от других?»

Хаг Велчел, Исполнительный директор Института исследования веры, работы и экономики

Оригинал