Когда появился труд?

Время от времени я провожу ненаучный эксперимент, задавая своим слушателям вопрос: «Когда появился труд?»

Речь идет о христианах, более того, как правило, это – лидеры церквей, которые пришли на семинар, чтобы углубить свои знания в богословии. Примерно половина участников неизменно отвечают: «После грехопадения!» и уверенно цитируют Быт. 3:19 «В поте лица твоего будешь есть хлеб…».

Позже мы еще вернемся к вопросу, почему в сознании многих христиан труд связан с проклятьем. Сейчас же постараемся разобраться, где же действительно в Писании впервые говорится о труде.

Возможно, вас это удивит, но самое первое упоминание о труде содержится в самом первом стихе Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт. 1:1). Библия начинается с описания того, как Бог трудился! И далее на протяжении всей первой главы (а на самом деле до 3 стиха второй главы включительно) дано подробное описание «рабочей недели» Творца.

Задумайтесь: первое, что Священное Писание сообщает нам о Боге, – это не учение о Троице и даже не откровение о том, что Бог есть любовь. Первое, что мы узнаем о Боге, – Бог есть Труженик! На мой взгляд, Дух Святой тем самым сообщает нам очень важную истину: труд – результат не грехопадения, а способность к труду и творчеству есть одно из важнейших качеств Бога и, как мы увидим позже, неотъемлемой частью Божьего образа в человеке. 

Предвижу вопрос: какое отношение все это имеет к нам, к нашему труду? Разве можно найти хотя бы какие-то параллели между творчеством Бога, созидающего мир из ничего, и повседневной работой человека, особенно после грехопадения? Разве Писание не напоминает нам постоянно о том, что Бог – бесконечно Иной, что «Его пути выше путей наших, как Небо выше земли» (Ис. 55:8-9)?

Это очень правильные вопросы. Но вспомним Десять заповедей (Исх. 20:1-17). Четвертая заповедь звучит следующим образом:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Обратите внимание, как Господь обосновывает необходимость недельного ритма труда и отдыха: израильтяне должны шесть дней трудиться, а седьмой отдыхать, потому что именно так действовал Он Сам при сотворении мира. Бог самым прямым образом проводит параллель между сотворением мира и повседневной работой любого из израильтян, включая рабов и рабынь! На самую обычную человеческую деятельность Бог смотрит как на наше соучастие в Его творчестве – даже (а возможно, особенно!) сейчас, в падшем греховном мире!

Бог открыл Себя как Тот, Кто трудится. И наш труд – профессиональная деятельность, забота о доме, воспитание детей или учеба – это уникальная возможность соединиться с Богом в том, что делал и продолжает делать Он. Главное – иметь глаза, чтобы видеть, что Господь присутствует и участвует в наших самых обычных и, казалось бы, совершенно незначимых, с точки зрения других людей, делах.

Михаил Дубровский

Интернет-газета “Мирт”