Почему термин Бизнес как Миссия нужен сейчас, и почему так будет не всегда?

Я уверен, в будущем в термине Бизнес как Миссия не будет необходимости. 
Это как леса на стройке: как только строительство окончено, леса убирают. Термин «Бизнес как миссия» необходим только для того, чтобы «построить» новую парадигму и способы действия, показать, что бизнес может и должен прославлять Бога и приносить целостное преображение народов и обществ.

Термин БКМ хорошо выполняет эту функцию. Он помог предпринимателям понять, что они могут делать. Он помог мобилизовать ресурсы для этой работы. Но мы всегда должны помнить: важен не термин, а стоящая за ним идея и её практическое воплощение.

Много терминов, схожие идеи

В мире предпринимательства существуют и другие термины для бизнеса, ориентированного не только на получение прибыли, но и на служение обществу. Вот некоторые примеры: социальное предпринимательство, креативный капитализм, осознанный капитализм, корпоративная социальная ответственность или инклюзивный бизнес. Термины отличаются, но идеи близки.

Некоторым людям не нравится термин БКМ или они сомневаются в его необходимости. Они используют другие понятия: «Бизнес для Преображения», «Компании Царства Божьего», «Миссионерский бизнес» или «Бизнес как Неотъемлемое Призвание».

Несовершенство терминологии отражено даже в этой статье, ведь оригинальный текст написан на английском, тогда как в мире существует около 6 тыс. языков.

Мы хорошо понимаем, что БКМ и другие термины могут вызывать трудности при переводе или вовсе не переводиться на другие языки. По этим причинам, термин сам по себе по важности занимает второе, а то и третье место.

Основные элементы БКМ-парадигмы

Терминология может отличаться — также, как публичные цели БКМ-компаний. Одни ставят очень конкретные задачи, такие как борьба с бедностью или торговлей людьми. Другие не столь узко специализированы, но также, как и первые, стремятся использовать бизнес для служения Богу и общему благу. Важно помнить, что как христиане, мы не можем просто заниматься социальным предпринимательством, ведь нашим Старшим Партнером является Сам Бог! И, как Старший Партнер, Он имеет право ожидать, что бизнес будет служить Его целям – прославлению Христа и утверждению в мире Божьего владычества.

Какие можно указать ключевые составляющие БКМ? В первую очередь, БКМ – это, собственно, бизнес. Настоящий бизнес, нацеленный на рост, прибыль и устойчивость. Разница в том, что занимаясь бизнесом, мы ведомы перспективой Божьего Царства. Наши молитвы и труд направлены на целостное преображение народов и обществ. Мы верим, что Бог способен преображать людей, и что бизнес может быть Его инструментом для этого преображения. БКМ – это настоящий бизнес, который стремиться к провозглашению, проявлению и расширению Царства Божьего. С этой целью мы планируем, организуем и оцениваем наш бизнес так, чтобы приносить положительное влияние в экономическую, социальную, экологическую и духовную сферы. А также считаем, что важны интересы не только акционеров компании, но и всех, на кого наш бизнес оказывает влияние.

Бизнес как Миссия – это также часть более широкого движения, включающего также служение на рабочем месте и богословия призвания. И пока приходится выделять бизнес как отдельное направление в этом движении, поскольку по-прежнему существует необходимость в утверждении истины, ясно изложенной в Писании: Бог призывает и снаряжает людей, чтобы заниматься бизнесом. К сожалению, эта идея все еще не признаётся во множестве церквей, миссионерских сообществах и богословских учебных заведениях.

Соль и свет

Исполнительный директор Лондонского Института Современного Христианства Марк Грин предположил две основные возможные стратегии для церкви: либо мы пытаемся сподвигнуть людей выделять их свободное время и лишние деньги на церковные программы и миссионерскую деятельность, либо мы снаряжаем людей так, чтобы их повседневная деятельность была служением и миссией, учим их быть солью и светом для окружающих во всём, что бы они ни делали.

Бизнес как Миссия – это одна из версий второй стратегии: предприниматели, должны быть снаряжены и направлены, чтобы, делая бизнес, являть Божье Царство.

Новое основание

Смена парадигмы занимает время и зачастую не проходит безболезненно. Но после того, как мы пройдем через эти изменения, новая парадигма станет исходной точкой для бизнеса. А пока эти перемены не стали нормой жизни и служения Тела Христова, нам будут нужны такие термины как Бизнес как Миссия – чтобы показать, в чем ущербность принятого подхода и как выстроить более библейское и целостное представление о работе, призвании и бизнесе.

Похожие процессы в евангельском мире уже происходили раньше. Фокус Лозаннского конгресса 1973 года был направлен на недостигнутые народы. В течение 1980 и 1990 годов вокруг термина «недостигнутые народы» шла оживленная дискуссия. Одним он нравился, другие же ставили его под сомнение. Однако, термин отлично помогал прояснению миссионерской задачи и способствовал привлечению церквей по всему миру к разработке стратегии для евангелизации недостигнутым народам. На сегодняшний день сам термин больше не является источником постоянных споров, так как его значение стало уже чем-то само собой разумеющимся.

Подобное произойдет и с термином «Бизнес как миссия» как только новая парадигма и практика станут нормой для богословия и служения церкви, необходимость в «лесах» исчезнет.

Оригинал статьи на английском языке

 

Автор: Матс Тюнехаг, руководитель Координационного Совета всемирного движения «Бизнес как миссия», директор Всемирного аналитического центра БКМ. На протяжении более 25 лет он является одним из ключевых лидеров БКМ-движения, которое за это время выросло из небольшой группы предпринимателей в глобальное движение, включающее десятки тысяч компаний по всему миру, инвестиционные фонды, бизнес-инкубаторы, миссионерские агентства, церкви и целые деноминации.