Бизнес как миссия: за пределами режима по умолчанию

Что такое «режим по умолчанию», если мы говорим о миссии? И причем тут БКМ?
Как говорится, везде хорошо, а дома – лучше. Большинство из нас предпочитают всё знакомое: держаться ближе к семье, говорить на родном языке, есть знакомую еду, взаимодействовать с родной культурой и наслаждаться знакомыми пейзажами. Дом – это наш «режим по умолчанию», что совершенно естественно.

Говоря библейским языком, его можно назвать нашим Иерусалимом. «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). В этом стихе говорится о миссионерском центробежном движении от дома – Иерусалима – в Иудею, Самарию и до края земли. Но Иерусалим является начальной точкой, или по-другому, «режимом по умолчанию».

На рынке по всему миру существует бесконечное множество служений, многие из которых значительно старше движения БКМ (во всяком случае, в его современном виде). Однако, большинство из них сконцентрированы на «Иерусалиме», оставаясь исключительно местными. В сосредоточенности на конкретном месте нет ничего неправильного. Я точно не пытаюсь сказать, что разные служения имеют разную ценность, я просто фиксирую, что происходит.

За пределами «режима по умолчанию»

Бизнес как Миссия, или по-другому, БКМ, не имеет ничего против развития богоугодного бизнеса в «Иерусалиме», но мы также фокусируемся и на «Иудее», и на «Самарии», и, особенно, на «крае земли». Такое расширение масштаба мало для кого являются «режимом по умолчанию».

Бессмысленно делать акцент на режиме по умолчанию – он уже установлен и будет работать, если специально не менять настройки! Поэтому остаться дома и сконцентрироваться на своём Иерусалиме получится и так, без каких-либо толчков и намеренных усилий.

Движение БКМ изначально включало в свои основополагающие ценности так называемое Великое Поручение, которое показывает, как и где нам следует вести бизнес для Бога и для людей. Другими словами, БКМ-движение стремится прославить имя Иисуса Христа среди всех народов.

Несмотря на то, что служение «до края замели» нисколько не более свято, чем служение в «Иерусалиме», тем не менее, оно часто вызывает больше трудностей из-за пересечения национальных, культурных и языковых барьеров. Сложно встретить человека, для кого эти факторы были бы «режимом по умолчанию». Однако, следование за Христом – вопрос не комфорта, а послушания. Бизнес – это возможность сделать шаг к недостигнутым народам. Нам нужен серьезный импульс, чтобы БКМ-предприниматели развернулись в сторону других – не своих! – стран и народов.

Слово и Мир

Существуют два Слова и один Мир, и это всегда должно быть в фокусе нашего внимания. Мы призваны быть последователями Христа – Слова, которое стало плотью – и отвечать на Его призыв. Мы должны всегда сравнивать свою миссию с Божьим Словом – Священным Писанием. И мы также обязаны выходить в мир, который Он возлюбил и в который Он нас посылает до самого края земли.

Регионы, где более высокий уровень риска для ведения бизнеса, часто не слышали или отвергают оба Слова от Бога. По этой причине основной фокус БКМ зачастую направлен на области со статусом высокого риска для ведения бизнеса.

Существование этих рисков не является причиной отказа делать бизнес. От рисков нельзя убегать, нужно уметь оценивать риски и управлять ими. Это верно как для жизни в целом, так и для ведения бизнеса. Верно это и для бизнеса как миссии.

И слава Богу, на сегодняшний день уже существует множество БКМ-компаний, которые сознательно выбирают эти страны для своей деятельности. Иначе говоря, мы действительно можем это делать и даже уже делаем. Но нужно помнить, что само собой это не происходит!

Вне зоны комфорта

Основные очаги человеческой нужды и общемировых проблем находится вне зоны нашего комфорта. Всем известно, что проблемы бедности и безработицы наиболее остро проявлены там, где о Христе говорится меньше всего.

Именно поэтому материалах Всемирного аналитического центра БКМ и в основополагающих документах БКМ-движения делается столь большой акцент на народах, которые ещё не слышали евангелие, на так называемом окне 10/40, а также на бедных и гонимых, на областях с тяжелой экономическими, социальными, экологическими и духовными нуждами. Всё это находится далеко за пределами нашего «режима по умолчанию». А значит призыв идти на «края земли» по-прежнему актуален!

Делая бизнес как миссию в трудных регионах, нам нужно держать в качестве образца служение Самого Христа: Он постоянно служил нуждам людей и через это служение показывал, провозглашал и расширял Царство Божье.

Призвание БКМ

Бизнес как миссия выходит за рамки обычного социального предпринимательства. Это всеобъемлющий подход занятия бизнесом, включающий библейские ценности в нашу миссию и стандартные рабочие процедуры. Наша вера – это не просто дополнение к жизни и бизнесу, она пронизывает их насквозь. БКМ перемещает жизнь христианина из церкви в мир, к людям, которые нуждаются в нашем служении. Поэтому мы говорим, что бизнес должен приносить благо всем заинтересованным сторонам, не только владельцу или акционерам компании. Именно поэтому мы говорим о влиянии на всех четырех уровнях: экономика, общество, окружающая среда и духовная ситуация.

БКМ – это не краткосрочная кампания. Призыв делать бизнес как миссию должен передаваться из поколения в поколение. Основатель БКМ-движения – не отдельный человек и не Всемирный аналитический центр. Его Основатель – Сам Христос, Который обещал послать нам Утешителя и Помощника. И именно Святой Дух обеспечит нас силами и мудростью, чтобы заниматься бизнесом как миссией среди всех народов до края земли.

Оригинал статьи на английском языке

Автор: Матс Тюнехаг, руководитель Координационного Совета всемирного движения «Бизнес как миссия», директор Всемирного аналитического центра БКМ. На протяжении более 25 лет он является одним из ключевых лидеров БКМ-движения, которое за это время выросло из небольшой группы предпринимателей в глобальное движение, включающее десятки тысяч компаний по всему миру, инвестиционные фонды, бизнес-инкубаторы, миссионерские агентства, церкви и целые деноминации.