Бизнес как миссия: Бухарест, Москва… далее везде!

Пастор Михаил Дубровский делится впечатлениям от участия в Европейской БКМ-конференции 

Первая Европейская конференция христиан-предпринимателей “Бизнес как миссия” состоялась с 3 по 5 мая 2019 года в Бухаресте (Румыния). А уже в конце 2019 года (15 и 16 ноября) конференция БКМ впервые пройдет в Москве.

В начале мая мне посчастливилось принять участие в весьма интересном и значимом событии: в Бухаресте состоялась первая европейская конференция движения христиан-предпринимателей «Бизнес как миссия» (Business as Mission, официальный сайт businessasmission.com). Это движение существует уже более двадцати лет: начавшись с небольшой группы христиан, которые искали пути для более эффективного миссионерского служения, сегодня оно насчитывает десятки тысяч компаний по всему миру.

 

Примечательно, что движение Бизнес как миссия (БКМ) зародилось на территории бывшего Советского Союза: Матс Тюнехаг, один из основателей и лидеров движения, служил миссионером в (тогда еще) республиках Средней Азии. Когда СССР рухнул, казалось, открылись новые возможности для миссионерской работы. Однако одновременно с этим возникли и новые проблемы: безработица, трудовая миграция, социальное расслоение. Матс задался вопросом: что значит принести Радостную Весть о Христе людям, которые находятся в таких обстоятельствах? Очевидно, только лишь проповеди недостаточно: нужно создавать рабочие места, чтобы люди могли зарабатывать на достойную жизнь. Так родилась Среднеазиатская бизнес-консультация – сообщество христиан-предпринимателей, которые стали создавать в странах Средней Азии предприятия, давать людям работу и, своей жизнью и отношениями, свидетельствовать о преображающей силе Евангелия. А менее через десять лет это сообщество превратилось в глобальное движение, охватывающее почти все страны мира.

Каковы характерные особенности БКМ?

Прежде всего, речь идет именно о бизнесе, т. е. о производстве и продаже товаров или предоставлении услуг и получении, благодаря этому, прибыли. Прибыль в данной концепции является важным фактором: если какая-то деятельность не приносит прибыль, это может быть что-то очень хорошее и ценное, но это – не бизнес, а значит – и не бизнес как миссия. Участники БКМ указывают несколько причин, почему прибыль – принципиальный фактор. Назовем две из них – богословскую и практическую.

С богословской точки зрения идея прибыльности деятельности основана на порядке творения: Бог устроил мир так, что все живое умножается. Христос, в притче о талантах, также говорит о важности преумножения врученного капитала. С практической точки зрения, без прибыли невозможно осуществление долгосрочных устойчивых изменений: если ресурсы не умножаются, рано или поздно они закончатся. Не так давно был выпущен специальный документ, посвященный этому вопросу, который сегодня доступен, в том числе, и на русском языке.

Прибыль необходима, но с точки зрения БКМ, она не является самоцелью. Если деятельность не приносит прибыли, то это не бизнес. Но не всякий бизнес, даже если его делают христиане, является миссией. Миссия – это откровение о Боге, Его любви к миру, Его искупительной жертве, благодаря которой мы можем обрести спасение. Как такое откровение возможно через бизнес? Участники БКМ говорят о том, что бизнес обладает силой целостной трансформации, которая происходит на четырех уровнях:

Экономическом – если бизнес способствует позитивным изменениям в экономике на той территории, где он действует; тем самым происходит восполнение материальных нужд людей, живущих на этой территории;

Социальном – если благодаря деятельности данной компании растет качество жизни местного сообщества; небольшой знак, свидетельствующий о Царстве Божьем;

Природном – бизнес способствует улучшению (или, по меньшей мере, не приносит вреда) окружающей среде; свидетельство о том, что все творение искуплено во Христе;

Духовном, что в данном случае означает, что люди приходят к познанию Христа и созидается Церковь.

Именно тогда, когда все четыре измерения присутствуют в деятельности компании, можно говорить о том, что данный бизнес является миссией.

Также следует отличать бизнес как миссию от бизнеса для миссии. Сегодня многие христиане-предприниматели жертвуют часть своего дохода на церковные, миссионерские и социальные проекты. При таком подходе служением/миссией являются эти самые проекты, бизнес же служит лишь для их обеспечения. Но для БКМ сам бизнес может и должен быть миссией, силой, осуществляющей преобразование в мире и, тем самым, открывающей людям реальность Божьего Царства.

Организовать деятельность своей компании так, чтобы она действительно приносила позитивные изменения на всех четырех уровнях – задача непростая. Конференции проводятся, в том числе, чтобы показать пути реального служения и миссии через предпринимательские проекты. Конференции, подобные той, что состоялась в Бухаресте, проводятся во многих регионах мира. 15 и 16 ноября 2019 года конференция БКМ впервые пройдет в Москве.