Больше, чем просто креативность…

Брайан Баугус описывает личность предпринимателя на довольно неожиданном примере: родители, которые выбрали путь семейного образования!

Кто такой предприниматель? Скорее всего, вам на ум приходят люди типа Стива Джобса или Билла Гейтса. Но что если предприниматель живет по соседству живет с вами?

В предыдущих постах я писал, что предпринимательство — это, во-первых, творческий акт, а во-вторых, перечислил черты характера, без которых предприниматель не может добиться успеха. К творчеству способен каждый человек, поскольку каждый сотворен по образу Божьему. И каждый может воспитать в себе необходимые качества характера. Пример самых богатых людей мира, показывает, что это — очень разные личности, у которых различное происхождение и уровень образования. То, что действительно объединяет этих людей — это те черты, которые я описал в этом посте, а не то, какую школу они посещали.

Однако было бы ошибкой сосредотачиваться только на самых успешных и богатых. В предпринимательском процессе также участвуют и самые обычные люди. Предпринимательство — это не только бизнес; это созидание и инновации. Пожалуй, ни одно другое явление не иллюстрирует это так, как ранние годы создания системы семейного образования.

Успешное семейное образование требует креативности, дальновидности, веры, настойчивости, самопожертвования и служения. Это действительно предпринимательское действие!

Если вы поговорите с семьями-первопроходцами семейного образования, вы обнаружите, что они не считают себя предпринимателями, потому что обычно это понятие используется исключительно в отношении бизнеса. Первые семьи, начавшие обучать своих детей дома, не думали о себе как о предпринимателях. Просто они стремились к тому, чтобы дать своим детям лучшее, на их взгляд, образование. Но в их деятельности присутствовали и творчество, и видение, и целеустремленность, и настойчивость — все те качества, которые присущи предпринимательской деятельности! У нас есть все основания назвать их предпринимателями.

Видение и вера

Многие христианские семьи, решившие учить своих детей дома, свое видение образования основывают на отрывке из книги Второзаконие:

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. Второзаконие 6:6-7

Этим словам уже 3500 лет; но в свете проблем в государственных школах – рост насилия, снижение успеваемости, формирование ложных ценностей – эти слова получили новое звучание. Некоторые христианские семьи, которые считали, что образование может и должно быть другим, взяли эти слова как основание своей деятельности. У них было видение лучшего образования для своих детей, а также вера в то, что реализация этого видения была Божьей волей и что Бог даст им ресурсы и инструменты, необходимые для выполнения этой миссии.

Неотступность

Естественно, первопроходцам семейного образования пришлось столкнуться с враждебной реакцией. В некоторых штатах им пришлось противостоять политическим и правовым нормам, которые не допускали семейное образование в принципе. Были случаи, когда родителей, взявших ответственность за обучение своих детей, обвиняли, что дети остаются без надзора (при том, что они учатся дома и родители в этом принимают участие!), прогулах и даже в жестоком обращении с детьми.

Национальная ассоциация образования (NEA) и сейчас пытается ограничить семейное образование. Например, в 1988 году на конференции NEA была принята, а в последующие годы многократно подтверждалась резолюция B-68, в которой говорится:

Домашнее обучение должно быть ограничено детьми ближайших родственников, при этом все расходы несут родители/опекуны. Обучение должно проводиться лицами, имеющими лицензию соответствующего государственного агентства по лицензированию образования, и следует использовать учебную программу, утвержденную государственным департаментом образования.

Хотя сегодня ученики и родители, принявшие решение учить детей самостоятельно, уже не сталкиваются с такими серьезными юридическими трудностями, как это было в прошлом, им все равно приходится иметь дело с необоснованными судебными преследованиями. А законы отдельных штатов до сих пор вводят существенные ограничения на семейное образование.

Жертва и служение

Путь семейного образования сопряжен со многими жертвами. Например, образование в государственных школах практически бесплатное, а реализация семейного образования связано со значительными расходами. Кроме того, государственное образование предоставляет ряд льгот, недоступных для «семенников».

Чтобы обучать своих детей самостоятельно, семьям приходится отказаться от этих возможностей. Им приходится разрабатывать собственную программу и методики. Часто этот путь означает отказ от второго источника дохода — кому-то из родителей приходится отказываться от карьеры. Тем не менее, родители идут на эти жертвы, чтобы служить своим детям, которых они считают своей главной миссией.

Вывод

Пример людей, выбравших семейное образование, показывает, что предпринимателями часто являются те, кого предпринимателем не считают. Но эти люди проявляют те самые черты характера, которые необходимы для предпринимательской деятельности. И те, кто занимается бизнесом, могут многому научиться у таких людей!

Недостаточно просто быть креативным и талантливым; все мы в какой-то степени обладаем этими качествами. Недостаточно иметь видение, поскольку все мы можем представить, как мир можно было бы каким-то образом улучшить. У человека должно быть и видение, и вера, чтобы действовать в соответствии с этим видением. А также — неотступность/настойчивость и готовность идти на жертвы, чтобы дойти до конца и получить нужный результат!

И возможно, вы заметили, что эти качества нужны не только предпринимателям. Без них невозможно представить плодотворную христианскую жизнь.

Автор: доктор Брайан Баугус

Оригинал статьи на английском языке