Неужели предприниматели пропали без вести?
Доверие, предпринимательская активность и экономический рост: есть ли взаимосвязь?
В предыдущих постах (тут и тут) мы обсуждали качества, без которых невозможно представить успешного предпринимателя. Я сосредоточился на отдельной личности, потому что, когда мы говорим о предпринимательстве, решающее значение имеют именно способность отдельного человека получить видение будущего и его готовность идти против течения.
Хотя нет простого способа вписать предпринимательство в уравнения, которыми оперируют современные экономические модели, мы точно знаем, по крайней мере, со времен опубликованной в 1911 году работы Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития», что именно предприниматели стимулируют экономический рост. Они умеют рисковать, они создают новые рабочие места и предлагают потребителю новые продукты.
В ситуации экономического роста или восстановления после экономического спада, деятельность предпринимателей видна даже непрофессионалу. Но в современном мире, как это показывает отчет Бюро экономического анализа, рост экономики является очень слабым, практически незаметным.
Возможно, предприниматели попросту исчезли?
Возможно, так оно и есть. Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нам придется проанализировать, есть ли взаимосвязь между доверием, предпринимательством и экономическим ростом.
Наши размышления состоят из двух частей. Сначала рассмотрим, что Библия говорит о ценности доверия и важности характера. А в следующей статье поговорим о том, что эти качества означают для развития предпринимательства.
Библия о доверии
Библия показывает, что доверие — это основополагающий принцип созидания процветающего общества.
В Пятикнижии Моисея утверждается необходимость доверия, которое должно поддерживаться, в том числе, определенными общественными институтами. Именно поэтому Закон был дан прежде, чем израильтяне смогут войти в Землю Обетованную и основать собственное государство.
Книга Второзаконие — это, фактически, вассальный договор, очень похожий на другие договоры между государствами древнего Ближнего Востока, когда более сильная держава брала под свой покров более слабую на определенных условиях, определяющих взаимную ответственность и ожидания друг от друга. С той лишь разницей, что «более сильной державой» в данном случае выступал Яхве, Бог Израиля. Похожие описания можно найти и в других четырех книгах Пятикнижия. Соблюдение этих договоров способствовало росту доверия и в обществе.
Доверие человека Богу является первым требованием и основанием для всякого другого доверия (Втор. 4:5-24; 5:6-10; 6:16-25; 8:1).
Затем идет ряд заповедей, связанных с взаимодействием людей между собой, и устанавливающих требования, исполнение которых обеспечило бы процветание всего еврейского народа. Чтобы это сработало, доверие должно было быть основой каждого аспекта отношений между людьми.
Одно из таких требований связано с защитой границ земельного надела, т. е. с защитой прав собственности (Втор. 27:17). Если человек не уверен, что его собственность неприкосновенна, у него нет стимула вкладываться в новые активы или повышать качество работы уже существующих. Без доверия долгосрочный экономический рост невозможен!
В том числе для того, чтобы гарантировать право собственности, в Израиле были учреждены суды и назначены судьи. При этом особо оговаривалось, что судить следует беспристрастно на основе Закона и строго запрещались взятки (Втор. 16:18-20). Чтобы общество процветало, у людей должна быть уверенность, что законы будут исполняться вне зависимости от того, о ком идет речь.
Безусловно, Израиль — особый народ, не все, что сказано в Законе, можно прямо применить к жизни других народов в других условиях. Однако основы здорового общества и процветающей экономики универсальны. Доверие жизненно важно для повседневной жизни и экономической деятельности, как в отношении долгосрочного планирования, так и при разрешении возникающих споров.
Ценность доверия
Общественный порядок основывается на доверии. Мы заключаем контракты, занимаемся торговлей, даем взаймы, покупаем и продаем в основном на основе доверия. Мы доверяем, что вторая сторона исполнит то, что обещает, а наши визави уверены, что мы также исполним взятые обязательства.
Я приезжаю на заправку, вставляю мою банковскую карту в автомат, и получаю топливо. Затем уезжаю, даже не поговорив с сотрудниками АЗС, не подписав ни одной бумажки и не заплатив наличные.
Очень простое действие, которое миллионы людей совершают ежедневно. Но в этой операции задействовано сразу несколько уровней доверия:
— Я верю, что топливо, которое я покупаю, соответствует стандартам.
— АЗС верит, что мой банк оплатит счет.
— Мой банк верит, что я своевременно погашу кредит.
Конечно, если что-то в этой цепочке событий пойдет не так, есть способ решить проблему. Но адвокаты и суды дороги и отнимают много времени. Только представьте на минуту, насколько сложнее была бы жизнь, если бы каждый раз, когда мы совершали покупку, нужно было бы заключать контракт!
Атмосфера доверия в обществе существует благодаря культуре, традициям, сложившимся в этом обществе. В частности, в нашей культуре принято, что ложь, обман и воровство являются морально неправильными. Как следствие такого отношения формируются социальные институты — законы против мошенничества и суды, которые наказывают мошенников — и таким образом происходит принуждение к соблюдению этих норм даже тех, кто соблюдать их не хочет. Хочу еще раз подчеркнуть: институты лишь оформляют уже сложившуюся в культуре норму. Глупо думать, что можно принять законы и учредить суды, и ожидать, что люди изменятся.
Если вы когда-либо путешествовали в странах, где частью культуры является ложь и обман, вам знакомо это чувство неловкости и дезориентации. Подчас просто не знаешь, как себя вести — ощущение, что тебя обкрадывают, сопровождает тебя на каждом шагу!
К примеру, в Уганде у них есть так называемый «налог на кожу». Поскольку определить, является ли покупатель местным или приезжим, не составляет никакого труда, торговцы с приезжих запрашивают намного более высокую цену, чем с местных. Этого «налога» можно избежать, если нанять местного жителя в качестве своего доверенного лица для закупок и переговоров. Правда, ему тоже придется заплатить, но есть надежда, что это обойдется не так дорого.
Отсутствие в культуре представления о честности увеличивает материальные издержки и требует дополнительного времени на любое действие. И это лишь один из примеров того, как недоверие препятствует экономическому росту, и повышает издержки любого бизнеса.
На следующей неделе мы обсудим, что означает доверие для предпринимательства и экономической активности.
Автор: доктор Брайан Баугус