Почему обеспокоены предприниматели?

Четвертая статья доктора Баугуса о том, как доверие влияет на бизнес

Пропали ли предприниматели без вести? Почему предприниматели проявляют осторожность и даже нежелание заниматься бизнесом в современной экономической ситуации? На мой взгляд, центральное место в ответе на эти вопросы занимает концепция доверия.

В предыдущем посте, мы обсуждали библейские основания доверия. Мы рассмотрели, как закон Божий создал общество доверия среди древних израильтян. Без доверия в качестве основания не может функционировать система, обеспечивающая обычные повседневные транзакции. А без этого, в свою очередь, невозможны ни предпринимательство, ни инновации.

Предприниматели и доверие

Предпринимательская деятельность сопряжена с риском и неопределенностью. Предприниматель, его семья, инвесторы, сотрудники, кредиторы и клиенты — все идут на риск. Чтобы предприниматель и все остальные участники деятельности были готовы пойти на риск, необходим действительно высокий уровень доверия.

Без доверия ситуация неопределенности, которая и так сопровождает деятельность предпринимателя, становится угрожающей, что может привести к прекращению предпринимательского процесса. Каждый участник этого процесса должен быть уверен, что другие участники выполнят свои обязательства, а в результате, будет создано нечто ценное, а участники получат свою долю вознаграждения.

Помимо атмосферы доверия внутри предпринимательского процесса необходима и внешняя рамка доверия. Каждый из участников должен быть уверен, что его собственность будет защищена, полученная прибыль не будет конфискована, и, в случае необходимости, суды будут беспристрастными. Фрэнсис Фукуяма написал целую книгу, посвященную этому вопросу, с соответствующим названием: «Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию». В этой книге он заявляет, что именно общества с более высоким уровнем доверия имеют лучшие экономические показатели.

Мы утратили доверие

Доверие американских граждан к традиционным социальным институтам сейчас находится на рекордно низком уровне или близко к нему. Американцы не доверяют средствам массовой информации, правительству, бизнесменам, своим церквям или системе правосудия. Список можно продолжать. О многом говорит и тот факт, что восемь из десяти наиболее заслуживающих доверия людей в глазах американцев — это те или иные знаменитости, в то время как Президент Соединенных Штатов занимает лишь шестьдесят пятое место.

Подрыву доверия способствуют коррупция, скандалы, кумовство и политический фаворитизм. Но проблема недоверия выходит далеко за рамки политики и правительства:

— Большинство старшеклассников списывают на школьных уроках;

— Существуют специальные веб-сайты, которые поощряют супружескую неверность;

— Медиа-материалы, отмеченные престижными наградами, оказались плагиатом.

Как настолько масштабный подрыв доверия влияет на предпринимательство?

Влияние недоверия на предпринимателей

Согласно исследованию 2013 года, опубликованному CNBC, все меньше богатых американцев получают доход от своей деятельности:

Во всем мире 40 процентов миллионеров (те, чье состояние составляет 1,5 миллиона долларов или более) указали, что источником их богатства является  доход от бизнеса. И только четверть миллионеров назвали в качестве источника богатства. Но в США только 21 процент миллионеров указали, что источником их богатства является  доход от бизнеса.

Все меньше американцев получают доход именно от предпринимательской деятельности. Мы постепенно превращаемся в регион с худшими показателями по этому показателю. Нет ничего плохого в унаследованном богатстве или высокой доходности инвестиций, но только бизнес создает экономический рост, рабочие места и, в конечном счете, повышение качества жизни.

Низкий уровень доверия — не единственный фактор, который следует учитывать. Корреляция — еще не причинно-следственная связь. Но низкий уровень доверия и честности влияет на желание рисковать своими активами и заниматься предпринимательством. Вместо того чтобы заняться рискованной предпринимательскую деятельностью, талантливые люди находят себе другие занятия. Это — наша общая проблема!

Решение заключается не в смене правительства или политики. Такие действия  могут быть полезны, но они лечат лишь симптомы. Если мы не восстановим уровень доверия и не вернемся к вечным стандартам добра и зла, мы можем оставаться в экономической депрессии.

Растущий уровень морального релятивизма заставляет каждого экономического субъекта быть настороже и требует направлять больше ресурсов на обеспечение безопасности — подобно тому, как мне это пришлось делать во время путешествия в Уганду. Если общая атмосфера допускает некоторую нечестность, как другие экономические субъекты, участвующие в сделке, узнают, честна ли другая сторона? Единственное рациональное действие — каждый раз выделять максимум ресурсов на обеспечение защиты сделки.

Это может проявляться в виде найма доверенных лиц, как я сделал в Уганде, взяточничестве и откатах, подробных контрактах практически по каждой транзакции, а также — стен, заборов и систем сигнализации. Нам приходится вкладываться в сохранность того, что уже существует, вместо того, чтобы вкладываться в создание нового богатства. Если в обществе приняты более высокие стандарты доверия и честности, это позволяет использовать меньше ресурсов на защиту и больше на производство.

Уровень морали формируют, в первую очередь, церковные кафедры, семинарии и практические действия людей, которые знают Библию и живут Словом Божьим. И затем эти стандарты должны быть распространены и приняты обществом в целом — как неотъемлемую общественную норму. Иначе мы гарантировано окажемся в экономическом тупике, когда экономика сначала замедляется, а затем и вовсе стагнирует.

Автор: доктор Брайан Баугус

Оригинал статьи на английском языке