Укореняться ради будущего

Человек, «женатый» на модных трендах, скоро овдовеет

Во время кризиса все вещи просеиваются. Это помогает заметить и затем сосредоточиться на том, что действительно важно. Кризисы помогают понять, что мы на самом деле ценим и должны сделать приоритетом. Это применимо к любым кризисам: когда мы серьезно заболеваем, когда проходим через потрясения в семье или то, что мы переживаем сейчас, во время пандемии. Процесс отсеивания может также показать, что реально выдерживает испытание времени, а что является просто кратковременным трендом.

Глобальный кризис и катаклизмы в последнее время явно показали, что движение Бизнес как Миссия (БКМ), бизнес, почитающий Бога и служащий людям, не является мимолетным трендом. Однако, продолжая вести бизнес для Бога, людей и планеты, мы должны иметь твердое основание в Священном Писании, и глубоко укореняться в истории и учении Церкви.

Глубоко укоренены

 

Для мирового БКМ-движения невероятно важно быть укорененными в богатом наследии Церкви и черпать в нем свои силы. Мы должны понимать свои корни и ценить исторический опыт, сознавать, что «мы стоим на плечах гигантов», прошедших этот путь до нас.

Давайте помнить, что Мартин Лютер был католиком, а Иисус – евреем. Наше мировоззрение и бизнес-практики должны быть пронизаны и формируемы знанием и опытом, накопленной за несколько тысячелетий иудаизма и христианства [1]. Основанное на вере предпринимательское БКМ-движение началось не с нас, хотя во время нашего поколения оно испытывает большой подъем; оно будет иметь длительное влияние только если мы глубоко укоренимся ради будущего.

Наше еврейское наследие

 

Покойный Джонатан Сакс[1], великий английский интеллектуал, 20 лет назад написал статью, которая помогает нам понять свои еврейские корни, способствующие формированию мировоззрения, нацеленного на решение проблем и создание инноваций, признающее святость работы и роль бизнеса в процветании людей [2].

Библейская мысль расколдовала природу: теперь ее можно исследовать научными методами и направить на творческое решение человеческих нужд [3]. Более того, линейное представление о времени заложило основание для самой идеи прогресса человечества. Мы не застряли в бесконечном, повторяющемся и бессмысленном круге жизни. Сам Бог управляет движением истории, начиная от Сада и заканчивая Городом. Да, наша история – Его история[2]. Это необходимые ингредиенты, формирующие наше мировоззрение и, соответственно, наше участие в бизнесе.

Нам дано ясное повеление заботиться о творении, как это записано в книге Бытие (Быт. 1:26-28; 2:15): «Бог, как учил раввин Акива во втором веке, намеренно оставил мир незаконченным, чтобы его можно было завершить посредством труда человека. Промышленность – это не просто труд. Это способ, которым мы преображаем мир» [4].

Движение БКМ поддерживает эту цель преображения мира. Она связана с тем, что евреи называют тиккун олам: восстановление мира. Тиккун олам означает со-творчество вместе с Богом, залатывание бреши между миром, как он есть, и тем, каким он должен быть [5].

Труд священен

 

Работа, творчество и человеческое достоинство связаны друг с другом, потому что мы созданы по образу Божьему. Равви Сакс сравнивает животных и людей: «Труд имеет духовную ценность, потому что способность и возможность заработать на еду – это часть неотъемлемого достоинства человеческого состояния. Животные находят пропитание, и только человечество создает его» [6].

Это представление, в свою очередь, связано с еврейским словом Авода, одновременно означающего работать, поклоняться, и служить. БКМ-движение стремиться к органичному сочетанию труда, поклонения и служения. Раббейну Бахья[3] (Rabbenu Bachya), толкователь, живший в тринадцатом веке, сказал: «Активное участие человека в создании своего собственного богатства – это признак его духовного величия» [7].

Профессор Анжело Николаидес, профессор Школы лидерства в бизнесе университета Южной Африки выразил точку зрения Православной Церкви на эту тему: «В ветхозаветные времена работа была способом поклонения Богу». Затем он продолжил: «Следовательно, для христиан работа должна стать миссией» [8].

Иудаизм ценит работу, создание материальных благ и свободу, которая соединяет достойную работу и создание богатств посредством бизнеса. Евреи не знают разделения жизни на «священную» и «мирскую», которое так часто встречается среди христиан.

Однако по мере поиска своих корней и традиций, мы, к счастью, обнаруживаем, что Церковь никогда не поддерживала это разделение [9]. Епископ Баррон [10]«Когда Бог пришел жить среди нас во Христе, Он совершал труд восстановления Своего сломленного и больного творения. Он заинтересован не просто в душах, но и в телах тоже» [11].

Работа и бизнес – это отражения триединого Бога, в том числе и в нас, созданных по Его образу. Бог есть любовь и соработничество [12], Бог творил в общении и для общения [13]. Так что быть верным работником как отдельно, так и в обществе с другими (включая бизнес) – это глубоко божественно и глубоко человечно.

Как справедливо заметил Анжело Николаидес: «Понятие бизнеса заложено еще в истории творения, поскольку ясно сказано, что человек не призван трудиться в одиночку» [14].

Частная собственность

 

Право на частную собственность неотъемлемо связано со свободой и человеческим достоинством. Это древняя устойчивая иудео-христианская традиция, основанная на весьма однозначном учении.

Опять слова Равви Сакса: «Согласно еврейской Библии, злоупотребление правом на собственность со стороны правителя – один из величайших признаков коррупции власти. Иудаизм – религия людей, рожденных в рабстве и жаждущих спасения, а величайшее покушение рабства на человеческое достоинство состоит в том, что оно лишает человека владения богатством, которое он создает. В центре еврейской Библии стоит Бог, ищущий свободного поклонения свободных людей, а две самых мощных гарантии свободы – это частная собственность и экономическая независимость» [15].

В октябре 2020 года Папа Римский Франциск опубликовал энциклику под названием «Fratelli Tutti» (Все братья) [16]. Некоторые люди обвинили его в принижении права на частную собственность и отказе от демократического капитализма [17]. Проблема современной журналистики часто заключена в недостатке понимания, или желания понять, исторический контекст. Чтобы понять Католическую церковь и ее учение, нужно охватить более века основательных раздумий, которые были последовательно зафиксированы в энцикликах. Подробней об этом позже.

Папа Римский Франциск «твердо держится традиции Св. Иоанна Павла II, считавшего рыночную экономику ареной для проявления человеческой креативности, находчивости и мужества… Он также повторяет учение основателя современного социального учения Католической церкви, великого папы Льва XIII, который в своей энциклике Rerum Novarum, усиленно защищал частную собственность и, используя ряд аргументов, отвергал социалистические экономические порядки» [18].

В многочисленных папских энцикликах, начиная от Rerum Novarum (1891) и заканчивая Centesimus Annus (1991), наблюдается недвусмысленное утверждение частной собственности, и в связи с этим обязанности делиться с другими, особенно с бедными.

Утверждая частную собственность, иудео-христианская традиция одновременно также признает, что Бог является конечным владельцем, и подчеркивает нашу ответственность быть щедрыми управителями. Рабби Сакс: «В конечном счете все принадлежит Богу. Всем, что мы имеем, мы управляем по доверенности. И у этой доверенности есть условия – или как сказал великий еврей викторианской эпохи, сэр Мозес Монтефиоре[4]: «Мы стоим столько же, сколько мы готовы разделить с другими» [19].

Способ помогать бедным, поднимающий их достоинство

 

Необходимость заботы о бедных и нуждающихся это распространенное убеждение и практика среди иудеев и христиан. Христиане в течение истории чаще делали акцент на благотворительности и милостыне [20]. Однако в еврейской традиции «высшая степень благотворительности, которую ничто не может превзойти, это помощь бедному еврею путем подарка или займа или же принятия его в бизнес-партнерство, помогающее ему найти работу, другими словами, дающее ему отправную точку, чтобы далее он мог обходиться без помощи других людей» [21].

Милостыня никогда не поднимает достоинство человека, а работа поднимает! Как лучше всего помочь бедному ребенку, какое решение является долговременным и поднимающим достоинство? Когда мы даем его родителям работу!

Евреи, католики, православные и протестанты о создании материальных благ

 

Это приводит нас к разговору о создании и распределении материальных благ. Накопление богатств – это неправильно, однако способность создать и поделиться материальными благами с другими поощряется. Но будем помнить: невозможно делиться еще не созданными благами! Щедрость – это добродетель, однако материальная помощь не является конечным решением проблемы бедности.

«Мудрецы были не очень обеспокоены искоренением бедности посредством перераспределительного налогообложения. Вместо этого они хотели создать общество, в котором у бедных был доступ к помощи, когда она им нужна, конечно, и через благотворительность, и через создание рабочих мест» [22].

По мере осознания наших корней, мы строим крепкое основание для будущего. Если вы хотите построить небоскреб, вам нужно сначала выкопать и залить надежное основание. Строя БКМ-движение, мы хотим, чтобы оно было «высоким» (влиятельным) и долговечным. А потому нам нужно «заливать» еврейские и христианские исторические уроки в основание наших бизнесов и других БКМ-инициатив.

Ценность создания различных видов материальных благ посредством бизнеса подтверждается как раввинистической, так и христианской традицией. Как говорит Папа Римский Франциск (энциклика Laudato si’): «Бизнес – это благородное занятие, направленное на производство материальных благ и улучшение мира. Он может быть плодоносным источником преуспевания для той сферы, где он действует, особенно если он рассматривает создание рабочих мест как необходимую часть своего служения на пользу общественного блага» [23].

В 2017 году Всемирное БКМ-движение БКМ [24] вместе с Лозаннским движением [25] организовало мировую консультацию по вопросу создания материальных благ с целью целостного преобразования общества. Результаты нашей работы были отражены в семи докладах, обобщающем манифесте и образовательных видео-роликах [26].

Манифест о создании материальных благ [27] глубоко укоренен в иудео-христианской мысли, однако он также добавляет твердое основание для нашего времени и века. Выдержки:

1. Создание материальных благ укоренено в Боге-Творце, создавшем мир, процветающий изобилием и многообразием.

2. Мы созданы по Божьему образу, чтобы творить вместе с Ним и для Него, творить продукты и услуги для общего блага.

3. Создание материальных благ – это святое призвание и данный Богом дар, одобряемый Библией.

Это также упомянуто в традиции Православной Церкви. Бог дает «богатство, чтобы оно служило Его целям» [28].

Каждое поколение должно обновить и подчеркнуть концепты и истины предыдущих веков, и увидеть, как они применимы в современном контексте. Это относится ко всем сферам деятельности, включая бизнес, церковь и образовательное сообщество.

Интеллектуальное богатство

 

Было бы грубой ошибкой пренебрегать интеллектуальным богатством, накопленным в течение веков как в еврейской, так и в христианской традиции. Позвольте мне порекомендовать вам одну из прекрасных книг, прочитанную мной недавно: Папская экономика (Papal Economics), автор Мэтью Зеба [29]. Он проводит познавательный обзор и критический анализ папских энциклик, опубликованных за 100 с лишним лет. Они касаются таких вопросов как работа, бизнес, материальные блага, право собственности, демократия, рыночная экономика, социализм, а также человеческое достоинство и свободы.

Автор, философ и теолог Майкл Новак (Michael Novak), написавший предисловие к книге, говорит: «Еще долго эта книга может оставаться определяющим трудом по экономическому учению современных понтификов».

Выходя за рамки формального академического диспута

 

Дерево может процветать и плодоносить, пока у него есть корни, снабжающие его живительной влагой. Оливковое дерево может плодоносить тысячу лет, если оно глубоко укоренено и хорошо питается. Цель данной статьи – выйти за рамки формального академического диспута. Мы хотим служить Богу и людям через бизнес – среди всех людей – в течение нашей жизни, а также и в будущих поколениях, следовательно, нам нужно быть глубоко укорененными ради будущего.

Матс Тюнехаг

Оригинал

Перевод Анна Углева

[1] Джонатан Генри Сакс, барон Сакс (англ. Jonathan Henry Sacks, Baron Sacks; 8 марта 1948, Лондон — 7 ноября 2020) — британский раввин и философ, политик, член Палаты лордов. Главный раввин Великобритании в 1991 — 2013 годах.

[2] В английском – игра слов: History (история) = His story (Его история или «рассказ о Нем»)

[3] Рабейну Бахие (Бехайе, Бахье, Бахья) — раби Бахие бар Йосеф Ибн Пакуда, выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ раннего средневековья. Жил г. Сарагосе, что на севере Испании.

[4] Сэр Мозес (Моше) Хаим Монтефиоре, 1-й Баронет (англ. Sir Moses Haim Montefiore; 24 октября 1784, Ливорно, Италия — 28 июля 1885, Рамсгит, Великобритания) — один из известнейших британских евреев XIX века, финансист, общественный деятель и филантроп.